Шведские уроки

(Продолжение. Начало в № 15 за 17.04.2009)

(Продолжение. Начало в № 15 за 17.04.2009)

«KF» имеет организационную структуру, совершенно не похожую на Белкоопсоюз. Она построена так, чтобы свести к минимуму издержки на содержание аппарата управления, однако без ущерба для функциональной эффективности.

Например, совершенно отсутствует деление потребительских обществ по административно-территориальному признаку. Одно потребобщество может иметь магазины в нескольких разных районах Швеции. Отсутствуют региональные объединения, подобные нашим облпотребсоюзам.

В чем выгода для потребительских обществ от такой структуры? Коротко – в сокращении затрат. Некоторые потребительские общества практически не имеют своего аппарата управления, все функции отданы наверх. Далее я постараюсь привести примеры, иллюстрирующие, какая экономия могла бы быть достигнута, если бы в Белкоопсоюзе стали применяться подобные подходы.

В начале 90-х годов прошлого века «KF» переживал финансовый кризис, и было принято решение о продаже приносивших убытки предприятий промышленности, транспорта и некоторых других. Нужно сказать, что среди них были предприятия, работавшие на национальном уровне. Например, «KF» владел заводом по производству автомобильных шин, который в итоге купила компания «Бриджстоун», одна из ведущих компаний в мире, производящих подобную продукцию.

В настоящее время «KF» владеет учрежденными им компаниями «KF» Риал Эстэйт» (управление недвижимостью), «KF» Инвест» (инвестиции), «KF» Сэйвингс» (финансовая компания по работе с депозитами населения и держателями дисконтных карт «МедМера»), Банком «МедМера» и др.

Кроме того, «KF» принадлежит крупнейшая сеть коммерческих книжных магазинов в Швеции «Академибукханделн» (59 магазинов, оборот — 150 млн. долл. за 2007 год), старейший в Швеции издательский дом «Норстедтс», а также ежемесячный журнал «VI», издаваемый тиражом около 40 тыс. экземпляров.

Входящие в «KF» потребительские кооперативы можно разделить на 3 категории по степени интеграции в управленческие процессы и передаче управленческих функций верхним уровням управления:

1) 5 потребительских кооперативов с высокой степенью централизации (так называемые М-кооперативы). Централизован процесс договорной работы, поставка товаров, денежные потоки, управление недвижимостью;

2) 43 потребительских кооператива со средней степенью централизации (так называемые DDF-кооперативы). Централизовано то же самое, что и в М-кооперативах, за исключением недвижимости.

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter