Витебский режиссер Валерий Анисенко пригласил гомельских зрителей к серьезному разговору

Шутки в сторону

Время от времени наш театр тянет на серьезные темы. Хотя вся сложившаяся ситуация восстает против такого позыва: зрителю нужны комедии, и чем бесшабашнее они, чем карнавальнее и безответственнее, тем лучше. Однако в Гомельском областном драматическом театре на этот раз решились на серьезный разговор, а точнее, на “размышление о смысле жизни в двух действиях”. И не побоялись, что такая тяжеловесная формулировка отпугнет зрителя. Напротив, искренне надеются, что она вызовет интерес.

Обсуждение после премьеры всегда бывает жарким: актер Павел Кордик и режиссер спектакля Валерий Анисенко.
Фото автора

Такой жанр спектакля “Деревья умирают стоя” предложил его постановщик Валерий Анисенко, художественный руководитель другого известного коллектива — Национального академического драматического театра имени Я. Коласа. Для него это первый опыт работы с талантливой гомельской труппой и тоже в некотором роде эксперимент. В последнее время режиссер жил на два города, но такому напряженному графику, похоже, только рад:

— У нас получился серьезный большой разговор о нравственном выборе, о каких-то совсем несиюминутных сущностных вещах. Я предложил актерам подробное психологическое проживание ролей на сцене, и они меня, кажется, постарались услышать.

— Не боитесь, что зритель не готов к такому серьезному разговору?

— Конечно, такое опасение есть, но я предложил театру рискнуть. Увы, зритель сегодня разбалован, его кормят комедиями — посмотрите афишу любого нашего театра. Время требует комедий, смеха, легкомысленности. На экране телевизора эту эстафету подхватывают Евгений Петросян и другие юмористы. Я предложил бы сделать паузу, заглянуть внутрь себя.

“Деревья умирают стоя” — знаменитая пьеса испанского драматурга Алехандро Касона. Драма о семейных узах, нравственном выборе и нашей ответственности за близких людей. Главные роли исполнили актеры Виталия Тишкова, Александр Лавринович, Павел Кордик, Дмитрий Байков, народная артистка Беларуси Людмила Корхова.

Действительно, кажется, взаимопонимание между постановщиком и труппой здесь произо-шло. Премьера увлекает с первых минут, в ней сквозит атмосфера тревоги, ее усиливает сценография, которую воплотил частый соавтор режиссера, художник Андрей Жигур. Актеры время от времени выходят в зрительный зал при включенном свете со своими неравнодушными речами. Одна из лучших сцен в спектакле — разговор Бабушки и заезжего незнакомца, в котором она угадывает собственного внука, пропавшего много лет назад. Актеру Павлу Кордику удалось создать образ опустившегося, несчастного человека, готового на самую отъявленную низость ради корысти. Наблюдать за ним больно и печально. Его сдавленный голос, тяжелый темный плащ — все выдает в нем разбойника с большой дороги, увы, отмеченного мрачной печатью судьбы и ошибившегося со своим выбором. Искренне и правдиво существуют на сцене молодые актеры Виталия Тишкова в роли Марты-Изабеллы и Дмитрий Байков в роли Маурисьо. В какой-то момент они становятся энергетическим центром спектакля — им веришь, за них переживаешь.

КСТАТИ

Пьеса “Деревья умирают стоя” любима режиссерами. В спектакле Сергея Куликовского “Апельсиновое вино” в театре имени Я. Купалы роль Бабушки играла Галина Толкачева. В постановке Глеба Панфилова “Ложь во спасение” в театре “Ленком” эту бенефисную партию исполняет Инна Чурикова. В гомель-ских “размышлениях о смысле жизни” в нее перевоплотилась народная артистка Беларуси Людмила Корхова.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter