Шутки – в сторону!

С телефонными террористами разговор короткий
С телефонными террористами разговор короткий

— Располагаю информацией о взрывном устройстве, — фиксирует тревожный сигнал дежурный одного из минских РУВД. Голос в телефонной трубке называет улицу и номер дома. Наверняка в этот момент «информатора» подбадривает веселая компания, потешаясь над «прикольной шуткой».

— Номер квартиры, подъезд?

— Это все, что известно.

— Ваша фамилия?

В ответ — гудки... На каждый подобный сигнал правоохранительные органы реагируют незамедлительно.

Сегодня подтверждается лишь десятая часть телефонных сообщений о тех или иных угрозах. Остальные — это безответственные выходки. Практически все любители телефонного хулиганства глубоко уверены в своей безнаказанности. И напрасно: если несколько лет назад устанавливались личности лишь одного из пяти анонимных лгунов, то сейчас привлекается к ответственности две трети «шутников». Кстати, многие задерживаются, так сказать, с поличным. Для сведения: телефонные «шалости» являются серьезным уголовным преступлением (заведомо ложное сообщение об опасности) и наказываются отнюдь нешуточно (от штрафа до 7 лет лишения свободы). Причем уголовная ответственность наступает с 14 лет.

В канун минувшего Нового года оперативникам КГБ и МВД пришлось распутывать целый клубок детективных событий, происходивших в Могилеве. По телефону 02 неизвестный настоятельно рекомендовал милиционерам ознакомиться с содержимым конверта, оставленного в почтовом ящике одного из городских отделений связи. Там оказалась дискета с обещанием превратить новогоднюю ночь в ночь ужасов: автор послания угрожал совершить серию взрывов, если не будет выполнено его условие: доставить ему 50 миллионов рублей. На блюдечке с голубой каемочкой. Чтобы придать серьезность своим замыслам и имитировать многочисленность исполнителей дьявольского плана, злоумышленник именовал себя «мы». К тому же организатор «акции» предпринял «меры предосторожности»: потребовал разделить деньги на 5 равных частей и привезти их в разные места, причем номера купюр должны были быть неновыми, немечеными и идти не по порядку, а вразнобой. Позаботился «стратег» и о ключевой фразе — «Пакет для Федора Михайловича». В конце послания звучал циничный призыв к благоразумию. Однако, несмотря на хитроумные ходы вымогателя, его личность была установлена в течение суток. Идеологом готовящихся «терактов» оказался отец 16–летней могилевчанки. Задержанный выдвинул весьма своеобразный мотив своих «диверсионных» действий: папаша якобы категорически не желал, чтобы дочь в новогоднюю ночь отправилась на уличные гулянья, а потому... решил сорвать все городские массовые мероприятия.

В другом областном центре прошлой зимой произошел не менее казусный случай. Два великовозрастных балбеса решили на ночь глядя поразвлечься. Одних знакомых они ввергли в состояние паники ложным вызовом «скорой помощи», других огорошили предупреждением об отсутствии в течение ближайших трех дней воды и посоветовали срочно сделать запас, третьих решили напугать покушением на их дом террористов, подбросивших бомбу. Перепуганные жильцы стали трезвонить в милицию. «Невинная шутка» вылилась в широкомасштабную спасательную операцию.

По официальным данным, пик активности телефонных нарушителей закона пришелся на 2003 год. В прошлом году наблюдался некоторый спад. В нынешнем — зафиксировано более 50 таких преступлений. Как будет развиваться ситуация в течение года, прогнозировать пока преждевременно. Одним из «излюбленных» объектов лжеминеров по–прежнему остаются школы и прочие учебные заведения. В данном случае у телефонных террористов чаще всего один и тот же тривиальный мотив: сорвать уроки. К примеру, одна из минских гимназий в течение недели «минировалась» 4 (!) раза. В конечном итоге сыщики вышли на 6–классника, который подрядился «поставить школу на уши» за денежное вознаграждение, обещанное старшеклассниками. Кстати говоря, возможным последователям «минера» нелишним будет знать: в некоторых учебных заведениях в качестве контрмеры против таких «шуток» практикуют перенос занятий на выходные дни.

В последнее время приемы телефонных террористов успешно перенимают виртуальные хулиганы. Гродненский 10–классник, который хотел, грубо говоря, выпендриться перед сверстниками, избрал кощунственный метод для достижения цели. Подросток отправил на адрес президентского сайта сообщение о готовящемся теракте на станции метро «Немига» в Минске. По словам самого «террориста», он отдавал себе отчет в том, что творит. С трудом, однако, верится. По крайней мере, о последствиях школьник явно не подумал. Шутки шутками, а каждый выезд оперативных групп КГБ, МВД, МЧС, саперов и «скорой помощи» обходится государству в среднем в сумму, эквивалентную 2 тысячам долларов. Если «террорист» — несовершеннолетний, материальный ущерб возмещают его родители. Игнорировать сигналы «террористов» сотрудники правоохранительных органов не имеют права. Поскольку, хоть и редко, но «взрывные» инциденты случаются. И приводит к ним прежде всего беспечность. Взять ЧП в одной из школ Пуховичского района. Найденную у деда в гараже гранату времен ВОВ мальчишка показал всей школе, в том числе и учителям. Педагоги на опасную игрушку не обратили никакого внимания. Итог весьма печален: пострадали 9 ребят, 7 из которых с ранениями различной степени тяжести были госпитализированы.

Впрочем, современный телефонный терроризм уже вырос из «коротких штанишек» детских шалостей. Незначительная часть взрослых «террористов» — психически больные, но большинство — люди вполне вменяемые. Все чаще к телефонному «терроризму» прибегают желающие свести счеты с «недоброжелателями». Так, молодой витебчанин, пытаясь задержать необязательного должника, который намеревался уехать из города, трижды сообщил оперативному дежурному областного УВД о заложенном в поезде взрывном устройстве. А одна брестчанка (между прочим, педагог по образованию) «заминировала» бар только за то, что ее там плохо обслужили. Нередко подобным образом мстят бывшим супругам, «злым» начальникам, «плохим» чиновникам, «недобросовестным» конкурентам.

Однако на какие бы ухищрения ни шли любители «пошалить» по телефону, шансы остаться безнаказанными у них невелики. В настоящий момент белорусские спецслужбы обладают весьма эффективными методиками по разоблачению анонимных «диверсантов», которые позволяют определять даже возраст, характер, место рождения и род занятий злоумышленника. Так что, скажем, менять голос, чтобы «закосить» под эстонца или кавказца, бесполезно. Опытные эксперты все равно раскусят «актера».

Тем не менее дурной пример заразителен. И, видимо, назрела необходимость еще больше ужесточить наказание за телефонный «экстремизм». Что вполне оправданно: терроризм в любом своем проявлении — отнюдь не детская шалость...


Для тех, кто действительно обладает информацией о реально готовящихся преступлениях, в том числе террористического характера, напоминаем номера телефонов доверия КГБ, МВД и МЧС: 219–92–99, 218–72–22, 227–40–95.

На снимках: группа разминирования за работой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter