Стендап-комик Андрей Макаенок о проверке юмора, реакции зрителей и знаменитом родственнике

Шутки шутками, а шоу – это серьезно

Он будит страну на радио и телевидении, успевает сниматься в российских и украинских стендап–шоу, ведет юмористические проекты в модных столичных заведениях и пишет шутки для первого развлекательного вечернего шоу на белорусском телевидении. «Про корпоративы не забудьте добавить», — с самоиронией у Андрея Макаенка, как видите, все тоже в полном порядке. С таким бешеным графиком договориться на интервью практически нереально: почти две недели мы пытались перехватить Андрея в перерывах между теле– и радиоэфирами.


— Радио, «Телеутро», стендапы, «Макаенка, 9»... Зачем вам такая нагрузка? Чего не хватает: денег или популярности?

— В какой–то момент и сам задался таким вопросом. Зачем оно мне надо, если сплю по 3 — 4 часа в сутки? А потом сел и признался себе откровенно: просто мне все это ужасно нравится. Парадоксально, но когда случаются свободные дни, мне становится не по себе. Кажется, будто я что–то где–то недоделал, не успел, недожал. Поэтому когда появляется работа, выдыхаю: все идет своим чередом. Во всем, чем я занимаюсь, есть отдельный кайф. Нельзя сравнивать, например, радио и стендапы или радио и телевидение и спрашивать, что любимей. В каждой работе есть свои очевидные плюсы. На радио, скажем, можно позволить себе чуть больше, чем в эфире ТВ. А еще никто не видит, каким помятым ты приходишь с утра в студию.

— В Минск, получается, вы уже перебрались окончательно?

— А я никуда особо и не уезжал. Были моменты, когда жил в Москве и выступал в Киеве, но чтобы хотел переехать в эти города, такого не было. В Москве, например, я вообще себя чувствую некомфортно. Не мой это город. Хотя многие говорят, что там просто нужно пожить какое–то время, привыкнуть к этому ритму. Вот Слава Комисаренко (белорус, резидент шоу StandUp и наставник проекта «Открытый микрофон» на телеканале ТНТ. — Прим. автора) рассказывал, что полюбил Москву только после того, когда понял, как в ней нужно пристроиться.

— Что ж Слава вас не научил этой мудрости?

— У каждого просто своя история. Я адекватно себя оцениваю и понимаю, что пока не на том уровне в плане шуток и юмора, чтобы цепляться за Москву и пытаться там что–то кому–то доказать.


— А можно юмору научиться? Или просто нужно родиться Славой Комисаренко или Ваней Ургантом?

— Тот же Слава говорит, что юмор — это в первую очередь работа над собой. Он родился в обычной семье, потом начал писать шутки, оттачивать их на знакомых, изучал теорию и литературу. Комисаренко, кстати, стоял у истоков перевода на русский язык «Библии комедии» Джуди Картер — первой книги, посвященной искусству стендапа. Но я считаю, что комиком все же нужно родиться. Что касается Урганта, то в его случае это стечение всех благоприятных факторов. И семья интеллигентнейшая, и Петербург, и творческая среда. Он просто не мог стать другим.

— Но у вас же тоже семья непростая. Двоюродный дедушка — самый известный отечественный драматург–сатирик, народный писатель Андрей Макаенок.

— Ну юмор–то по наследству не передается, хотя все и всегда пытались меня на этом поймать: мол, ты же Макаенок, должен шутить. В школе тоже часто хихикали: «Смотрите, внук писателя пошел». Даже отец так не ругал за математику и физику, как за белорусский язык и литературу. Но я к славе своего двоюродного деда никогда не примазывался, тем более мы с ним разминулись во времени, Андрей Егорович умер до моего рождения. И да, меня назвали в его честь. Там такая слегка запутанная история получилась: мой дедушка очень хотел назвать своего сына, то есть моего папу, Андреем, но бабушка была категорически против. Но на мне уже он отыгрался.

— А как случилось, что с такой славной семейной биографией вы выбрали не филфак, например, а экономический вуз?

— Я, кстати, стопроцентный гуманитарий и всегда хотел изучать языки. Поэтому выбрал БГЭУ и Высшую школу туризма. Не удивляйтесь, там очень сильные преподаватели и два языка — английский и немецкий — в свое время знал очень хорошо. А пойдешь в иняз — будешь дружить с девочками.


— Стесняюсь спросить, но каким тогда образом вы попали на телевидение?

— Тут, конечно, можно было бы пошутить про известный способ, но нет. Мне помогли стендап и реклама. Я долгое время снимал рекламные ролики, вращался в среде людей, связанных в том числе с телевидением. Потом началась вся эта история с проектами «Рассмеши комика», Comedy Баттл — и я как–то неожиданно стал всем интересен. Так на меня вышли люди с радиостанции «Пилот FM» и предложили вести утреннее шоу. А потом уже пригласили на «Телеутро», хотя мне всегда казалось, что я совершенно нетелевизионный человек. Быть участником шоу талантов — это одно, а телеведущим — совсем другое.

— А в кадре программы «Макаенка, 9» как оказались? Насколько я знаю, вы прежде всего продюсер и сценарист проекта.

— Начнем с того, что практически в каждом шоу такого формата есть так называемый сайдкик — отдельный персонаж, который помогает основному ведущему подхватить шутку, переключить внимание, помочь провести игру. У того же Ивана Урганта, например, это Дмитрий Хрусталев. Так в последнем выпуске «Макаенка, 9» я в общем–то и появился. Но это совсем не значит, что буду присутствовать в кадре и дальше. Мы вообще пока не знаем, я или кто–то другой будет соведущим Евгения Перлина. А также нужен ли соведущий вообще и в каком формате все это станет происходить. Мы постоянно пробуем, экспериментируем.

— Как автор сценария расстраиваетесь, если шутка зрителям не зашла?

— Не особо. У всех разное восприятие юмора. Когда шутка заходит абсолютно всем — это уже высший пилотаж. Ну и опять–таки: у нас нет задачи делать юмористическое шоу. Мы позиционируем «Макаенка, 9» как программу развлекательную. Поэтому есть и гости, и репортажи. Выдавать в эфир шутку за шуткой — такой цели не преследуем. Но если есть идейные авторы, готовые присоединиться к нашей команде, приходите. В очередной раз повторюсь: мы пока только учимся делать такие программы. Потому что нет школ, которые бы рассказали, как нужно делать вечернее развлекательное шоу.

Все, конечно, сравнивают нас с «Вечерним Ургантом». Но зачем? Написать в комментариях: «Шли бы они лучше на завод работать»? Не понимаю, честно говоря, столь резкого неприятия происходящего. С каждым новым выпуском программа объективно становится лучше, появляется стиль, мы исправляем какие–то ошибки, убираем недочеты. Вот упустили в первом выпуске момент со зрителями — позвали новых. Мы были готовы к критике. И выдержали ее. Сейчас уровень негатива значительно спал. Но по–прежнему мало конструктивных критических отзывов. Много комментариев в духе «не смотрел, но уже не нравится». Окей, не смотрел, это твоя позиция. А где конструктив? В основном это какие–то эмоциональные отклики, из которых сложно что–то почерпнуть.


— А вот еще один популярный вопрос, он же комментарий, от зрителей: где мировые звезды?

— О да, часто слышу этот вопрос: «А почему к Урганту приходят звезды первой величины, а к вам нет?» А то вы думаете, мы прямо отказываемся? Ребята, вы серьезно считаете, что стоит на пороге Стиви Уандер, а мы ему такие: «Уходи, Стиви, ты нам не нужен, мы лучше кого из местных позовем». Так вот, объясняю: мы вынуждены отталкиваться от тех концертов и мероприятий, которые на момент записи программы проходят в Минске. Вот был концерт Сергея Бабкина. Мы уговорили его прийти, записали — и сразу куча положительных отзывов. А Дмитрий Дюжев? Но артисты такого уровня не приезжают в Минск каждый день.

Или обратная ситуация, пишут в комментариях: зачем нам эти российские «зорки», давайте наших талантливых белорусов. Просили — получайте. Позвали в студию артиста Максима Брагинца и режиссера Стаса Жиркова по случаю большой премьеры в РТБД. На этот раз комментарии в духе: «Кто все эти люди?» Не знаете, кто такой? Ну так сходите в РТБД на постановку, узнайте.

Мы стараемся максимально учитывать пожелания зрителей и комментаторов. Опять же: есть идея для рубрик или классные герои? Приходите, предлагайте. Давайте делать программу вместе.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter