Шум в большом городе

Оглушительный проект к новому сезону выставок

Оглушительный проект к новому сезону выставок


Свой новый выставочный сезон галерея «Университет культуры» открыла концептуальным белорусско–шотландским аттракционом под безобидным названием «Звук». Однако настраиваться на «созерцание прекрасного» здесь не стоит изначально. Многометровые изображения автобанов, самолетов и турбин, послуживших источником вдохновения для художницы из Глазго Марианны Грейцид, совсем не прекрасны, скорее агрессивны и опасны (а часто даже испачканы чем–то подозрительно алым). К тому же бродить по залам галереи долго и задумчиво у вас вряд ли получится: когда рядом безостановочно визжат тормоза, шумно взлетают самолеты и ревут турбины, сосредоточиться на чем–либо довольно проблематично. Тем не менее до самого конца лета других звуков здесь не будет, поскольку весь этот отвратительный шум — обязательное дополнение к выставке. А создали его... ученые из Национальной академии наук и Эдинбургского университета.


Участвовать в разработке звукового сопровождения к живописным холстам этим серьезным ученым мужам никогда прежде не приходилось. Но отказать собственной дочери известный в Шотландии исследователь акустических волн Клайв Грейцид не смог. Его коллегам из Беларуси идея поучаствовать в необычном творческом проекте также показалась любопытной (кстати, с кафедрой акустики Эдинбургского университета наши ученые сотрудничают уже несколько десятилетий).


— Конечно, нам было интересно, ведь цветомузыка известна давно, а цветошума еще не было, — рассказывает доктор физико–математических наук, профессор Института тепло– и массообмена Национальной академии наук Никита Фомин. — К слову, здесь только часть нашей выставки звука, которую мы демонстрировали накануне в датском океанариуме. В противовес раздражающему фону большого города мы презентовали там прибор, генерирующий звуки, с помощью которых рыбы общаются между собой.


— А что, разве рыбы разговаривают? — в отличие от Никиты Александровича мне это не кажется само собой разумеющимся.


— Еще как разговаривают! Более того, вся навигация осуществляется у них с помощью акустики. Есть специальные микрофоны, позволяющие это услышать. А недавно мы даже создали установку, моделирующую «разговор» обитателей океана. То есть разговаривать на языке рыб мы уже можем, осталось только научиться их понимать... Но, вообще, вы знаете, сколько серьезных научных открытий впервые было сделано исключительно ради искусства?


— Однако у вашей выставки, по–моему, есть вполне определенный социальный «месседж», в смысле послание...


— Безусловно. Дело в том, что уровень шума в мире постоянно повышается. Клайв, например, подсчитал, что за последние 50 лет и музыка стала в десятки раз громче. Судить об этом он может не только как ученый, а еще и как музыкант — в 14 лет мой шотландский коллега даже играл на органе во время коронации нынешней английской королевы Елизаветы II и с тех пор освоил немало других музыкальных инструментов... А вы знаете, что постоянный шум в районе 80 децибелов (грохот транспорта, например) или ежедневное прослушивание музыки громкостью больше 110 децибелов могут привести к полной потере слуха? К слову, в Минске уровень шума растет быстрее, чем сам город. Но пока мы еще можем остановить этот процесс...


Конечно, едва ли отдельно взятая выставка в одночасье заставит горожан создавать меньше шума... Впрочем, в отличие от художников ученые не склонны идеализировать мир и его обитателей. Для чего и ломают головы над дизайном новых, не таких шумных автомобильных шин. И одновременно изучают способы возникновения звука в старинных музыкальных волынках и органах, рассчитывая воссоздавать древние музыкальные инструменты не по наитию, а на серьезной научной основе. У Шотландии в этом деле уже наработан изрядный опыт, к которому наши ученые присматриваются все внимательнее. Значит, есть шанс, что мелодии прошлых веков наш индустриальный век не заглушит окончательно...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter