Штурмовик Ил-10

Успешные действия Ил-2 на фронтах Великой Отечественной войны...

Успешные действия Ил-2 на фронтах Великой Отечественной войны дали мощный импульс дальнейшему расширению опытно-конструкторских бюро по самолетам этого класса. Штурмовик Ил-10, разработанный в КБ С.В. Ильюшина и выпущенный в 1944 году, стал логичным продолжением штурмовика Ил-2.

По сравнению с Ил-2 этот самолет имел меньшие размеры, существенно лучшую аэродинамику и более мощный мотор жидкостного охлаждения АМ-42. Проектируя самолет, конструкторы учли опыт боевого использования и эксплуатации Ил-2. На самолете были установлены четыре пушки: на первом этапе калибром 20 мм, позже — калибром 23 мм; на крыльевых балках располагалось 8 реактивных снарядов РС-82; бомболюк и внешняя подвеска допускали использование разнокалиберных бомб общим весом 600 кг. Вес готового к взлету самолета превышал вес пустого (4680 кг) без малого на две тонны.

В процессе модернизации конструкторы доработали самолет по линии огневой мощи. Первый испытательный полет совершил 18 апреля 1944 года летчик-испытатель В.К. Коккинаки. Заводские испытания заняли менее месяца, и 13 мая 1944 года машина была сдана на государственные испытания. Последние были проведены буквально в рекордные сроки — всего за две недели.

Результаты испытаний превзошли все ожидания: по максимальной горизонтальной скорости Ил-10 обошел своего предшественника почти на 150 км/ч. К тому же на малых высотах полета (до 2000 м) Ил-10 не уступал по скорости одноместным истребителям противника Me-109G2 и FW-109A-4. Большая скорость полета, хорошая маневренность и эффективная бронезащита определили высокие боевые качества Ил-10. Если сопровождение штурмовиков Ил-2 истребителями считалось обязательным, то Ил-10 часто не нуждался в них.

Более того, по комплексу боевых данных Ил-10 на небольших высотах мог вести активный воздушный бой с истребителями противника. К 1 мая 1945 года действующей армии было передано 630 штурмовиков Ил-10, но лишь нескольким авиационным полкам, имевшим его на вооружении, довелось принять участие в боевых действиях. 

--------------------------------------

Летно-технические характеристики:

Год выпуска                                      — 1944-й

Экипаж                                              — 2 человека

Мотор                                                — АМ-42

Мощность                                          — 2000 л.с.

Длина самолета                                 — 11,12 м

Размах крыла                                    — 13,4 м

Нормальный взлетный вес                  — 6300 кг

Максимальный взлетный вес              — 6500 кг

Максимальная скорость                   

                        у земли                      — 507 км/ч

          на высоте 2800 м                      — 551 км/ч

Дальность полета

с нормальной бомбовой нагрузкой      — 800 км

Бомбовая нагрузка максимальная      — 600 кг

Вооружение                                        — 2 пулемета — 7,62 мм

                                                              1 пулемет — 12,7 мм

                                                               2 пушки — 23 мм

                                                               4 реактивных снаряда

                                                              10 авиагранат

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter