«Штурмовая» быль

В 1944-м партизаны спасли воспитанников детдома в Семкове

В феврале 1944-го партизаны спасли 274 воспитанника детского дома в Семкове

Как-то неожиданно громко звучат выстрелы из винтовок и автоматов партизан. А точнее, любителей истории, одетых в форму времен войны. Так в деревне Семково Минского района проходит открытие памятной доски, установленной в честь подвига партизан бригады «Штурмовая».

Воспитанники детского дома в Семкове в войну мечтали о «соли и хлебушке», в поисках которых ходили по окрестностям их старшие сестры и братья. Хотели согреться и избавиться от хворей.

— Детский дом для беспризорников открылся в Семкове в конце 1920-х годов, — поясняет историк-музеевед Павел Королев. — В начале войны их не успели эвакуировать. На январь 1943 года было 186 воспитанников, позже стало больше.

Дети заботились друг о друге, как умели. Некоторые умирали из-за болезни. В 1943—1944 годах здесь все чаще начали появляться немцы. Они брали у ослабевших детей кровь для своих раненых солдат.

На основе в том числе и этих событий председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец создал роман «Операция «Кровь». В день открытия мемориальной доски книгу представили в Семкове.

У Нины Кабановой, находившейся в интернате с 1943 года, свои воспоминания: «Старшие приносили картофельные очистки. Для нас это была радость. К печке прилепим, чуть нагрелись — и скорей в рот. Когда немцы забирали кровь, было страшно. Заползу куда-нибудь, спрячусь с головой — только так можно было избежать экзекуции».

— В феврале 1944-го штаб партизанской бригады получил донесение: у детей в Семкове немцы собираются забрать кровь, а затем отвезти их и сжечь, — вспоминает Мария Федорова, связная партизанского отряда, разведчица, вдова комиссара партизанской бригады «Штурмовая». — Разработали операцию по спасению ребятишек. Из парашютов соорудили для лошадей специальные накидки. Ночью приехали в приют, забрали воспитанников. На санях постелили сено, потому что у детей даже теплой одежды не было. На подстраховке были автоматчики и пулеметчики. Все прошло успешно. Потом 274 ребенка (от 3 до 14 лет) распределили по сельским семьям.

— Все очень спешили, а я никак не могла найти башмачки, которые сестра куда-то поставила. Расстроилась сильно, — вспоминает воспитанница детского дома Вера Адамович. — Сани сверху укрыли чем-то светлым. Мы только дырочки сделали в ткани и пытались угадать по звездам, куда везут.

…Мемориальная доска, открытая рядом с бывшим детским домом в Семкове, — один из шагов по сохранению памяти о тех событиях. Организаторами мероприятия выступили Международный благотворительный фонд «Семья — Единение — Отечество», Союз писателей Беларуси и Белорусская православная церковь. В перспективе в Семкове хотят установить памятник воспитанникам детского дома. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter