Штурм квартиры преступника: что делать соседям?

Оперативная съемка: штурм наркопритона в Минске
В заметке "Работаем по адресам": анатомия захвата" мы анонсировали публикацию из свежего номера журнала "Спецназ". В статье полковника запаса, доцента цикла оперативного применения внутренних войск кафедры оперативно-тактической подготовки внутренних войск факультета ВВ Военной академии Сергея Мещерякова рассказано об особенностях действий спецназовцев при захвате преступников, находящихся в укрытии (квартирах, частных домах, схронах и т.д.). 

В бумажной версии "Спецназа" этот материал не зря опубликован под рубрикой "В блокнот командира"  - как видится, прежде всего, он будет интересен и полезен офицерам, курсантам, людям, изучающим различные нюансы из практики специальных подразделений. Между тем у более широкого круга читателей могут возникать вполне насущные вопросы. Один из них: "Что делать, как себя вести, если в подъезде проходит спецоперация по захвату "варщика" либо вооруженного преступника?" Такое любопытство вовсе не надуманно, ведь захваты, к примеру, наркоманских притонов, нарколабораторий проходят ежедневно. Чтобы развить актуальную тему и получить советы профессионала, "Спецназ" обратился к опытному офицеру одного из белорусских спецподразделений (ввиду особенностей работы собеседника его имени и фамилии мы не называем). 

"Если вы оказались на лестничной площадке во время спецоперации, то, естественно, лучше вернуться в свою квартиру и дождаться окончания мероприятий", - отметил спецназовец. Его рекомендации жильцам дома просты и понятны - строго выполнять указания сотрудников, находящихся на площадке. Уместно спросить: "Я могу сейчас пройти?" И только когда скажут: "Всё. Пожалуйста, пройдите", - двигайтесь далее. К сожалению, по наблюдениям нашего собеседника, некоторые граждане требуют от бойцов объяснений: "А кто вы? А что вы в моем подъезде делаете? А зачем с оружием? Покажи документы!" "Это - глупо! - полагает офицер спецподразделения. - А если вдруг преступник вооружен взрывным устройством, гранатой? Поэтому лучше не лезть с дурацкими вопросами, а зайти в квартиру и дождаться окончания мероприятий". 

Исходя из своего опыта, собеседник "Спецназа" обращает внимание еще на одну проблему: после успешного штурма "нехороших" квартир все эти дотошные жильцы подъезда будто куда-то испаряются. "Увы, не всегда мы видим готовность соседей стать понятыми, подтверждать действия оперативников в квартире подозреваемых своей подписью, давать затем показания в суде, - сожалеет офицер элитного подразделения. - Приходится операм бегать по всему дому в поисках понятых, потому что жильцы один за другим ссылаются на спешные и неотложные дела. На самом же деле срабатывает обывательская психология: "Моя хата с краю!" Или нечто вроде так называемого стокгольмского синдрома. Многие боятся нарушить мнимую комфортность отношений с соседями. Возможно, опасаются мести преступников либо их приятелей, родни. Дескать, потом машину поцарапают или с бейсбольной битой в темноте на узкой тропинке встретят".

По мнению офицера, подобная позиция в корне ошибочна: "Такой равнодушный подход удобен, пока самих беда не коснулась! Потом сами же эти чересчур якобы занятые соседи бегут за помощью. Но любое преступление лучше предотвратить, когда налажена двусторонняя связь граждан и милиции, проявляются бдительность, гражданское мужество, взаимное доверие и уважение к законам".

Прислушаемся к словам профессионала?

Фото mvd.gov.by 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter