Он появился на свет 29 декабря 1934 года в Барнауле. После войны, в 1948-м, его отца, военного строителя, перевели в Беларусь.
В 1953 году Виктор Тарасов окончил минскую среднюю школу № 26, а в 1957-м — Белорусский театрально-художественный институт и был зачислен в труппу Купаловского театра. При этом об актерской профессии он никогда не мечтал, по воспоминаниям дочери Екатерины, работающей на «Беларусьфильме», даже считал, что театр и кино — занятие не вполне ему близкое.
Известно, что документы в Белорусский театрально-художественный институт Тарасов подавал вместе с давним другом и будущим коллегой-купаловцем Геннадием Овсянниковым. В тот же институт поступала его первая любовь. По другой версии, актерская «бацилла» внедрилась в него тогда, когда он постоял на оперной сцене в спектакле «Князь Игорь», попав случайно в качестве фактурного парня для массовки. Как бы там ни было, судьба привела его туда, куда должна была привести, — на купаловскую сцену.
Удивительно обаятельный, наделенный особым магнетизмом, благородный и красивый человек служил в прославленном театре, снимался в кино у ведущих режиссеров. Виктор Павлович мог наполнить жизнью, состраданием, энергией любую, даже не очень хорошо выписанную роль. Говорят, мог сделать больше. Лучше — вряд ли. Его пронзительный взгляд, его паузы и бархатный голос до сих пор вспоминают те, с кем ему довелось дружить, творить, сотрудничать.
Бывают артисты-снобы, артисты-аристократы и небожители, преисполненные величия, которые упиваются провозглашенной и возведенной в культ собственной значимостью. И как много сил порой уходит на поддержание актерского мифа… Тарасов мифов о себе не создавал. Был правдив и в жизни, и в работе. Он стал олицетворением современника из 1960-х, 1970-х, 1980-х… Между ним и его героями, казалось, не было никакой дистанции. Зритель верил ему абсолютно и безоговорочно. Не зря именно Тарасову довелось сыграть Зилова в спектакле по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота», который поставил в Театре-студии киноактера Валерий Анисенко. Премьера состоялась 6 февраля 1978 года. Прошло, правда, только 6 спектаклей, но постановка всколыхнула театральный Минск.
«Это был настоящий успех, — вспоминал режиссер. — Наш Зилов — Виктор Тарасов, — по общему мнению критики, стал лучшим театральным Зиловым Советского Союза. У нас была замечательная команда — пять актеров из Купаловского театра: Виктор Тарасов, Павел Кормунин, Фома Воронецкий, Арнольд Помазан, и позже к нам присоединился Валерий Филатов. «Утиная охота» — мощная пьеса, не потерявшая своей актуальности. Во все времена были и будут такие люди, как Зилов, которым непросто встроиться в систему. Взаимоотношения индивида и общества — вечная тема. Виктор Павлович это выразил очень мощно. Время, конечно, как-то сместило акценты в этой истории. Но сущностная проблема героя, его пороки и духовный вакуум понятны нам и сегодня».
В репертуаре Тарасова была и классика, которой, конечно же, должно было быть больше. «Дети солнца», «На дне» Горького, «Воскресение» Толстого, «Последняя жертва» Островского, «Ревизор» Гоголя. От актера невозможно было оторвать глаз. Голливудская внешность, лоск и ирония притягивали к нему. Он был одним из самых популярных актеров Купаловского театра, с успехом, так же как Галина Макарова и Павел Кормунин, снимался в кино (фильмы «Руины стреляют», «Крушение империи», «Время выбрало нас», «Водитель автобуса», «Мудромер»).
«Вечар». | «Забыць Герастрата!». | «Дзеці сонца». |
Фото предоставлено Национальным академическим театром имени Я. Купалы
Впервые на экране имя Виктора Тарасова появилось в 1960 году. Но роль народного заступника Аксена Каля в картине «Первые испытания» не была его первой ролью в кино. В комедии «Наши соседи» он сыграл небольшую роль, и фамилию актера просто не указали в титрах. Но уже спустя некоторое время режиссеры наперебой стали предлагать ему работу в новых картинах. Он легко осваивал героев из прошлого, присваивал себе любую историческую эпоху. Желябов в ленте «Софья Перовская», Николай II в фильме «Крушение империи», генерал Хлебнев в «Государственной границе. Мы наш, мы новый…». Уже в 1967 году он стал народным артистом БССР, а в 1982-м — и народным артистом СССР (такого же звания в 1991-м удостоился и давний друг Тарасова Геннадий Овсянников). У него было много поклонниц. Был женат несколько раз. В третьем браке обрел счастье с Ниной Пискаревой, которая тоже работала в Купаловском театре. Они прожили вместе почти 30 лет.Сама жизнь постепенно превращала Виктора Тарасова в легенду. Он никогда ни с кем не соперничал, в нем не было, по отзывам близко знавших его людей, тщеславия. Может, поэтому легко, спокойно и сосредоточенно удавалось добраться до актерских вершин в профессии. Тарасов трезво относился к своему дарованию, а однажды даже отказался от роли короля Лира — трагедию Шекспира собирался ставить режиссер Валерий Раевский. С годами его темперамент окрашивался новыми красками, взгляд становился глубже и пронзительнее. Кажется, он никогда не повышал голос, умел работать на полутонах во всем, и эта филигранная работа подкупала.
Жаль, что Виктор Павлович не дождался прихода на сцену новой драматургии и нового театрального языка. Когда опытные мастера в умелых руках экспериментируют с формой, осваивают новые темы и новый язык, это всегда завораживает. Только в сочетании с подобным мастерством, какое было у Тарасова, результат удивляет и превосходит ожидания. Уверен, результат был бы феноменальный.
Последний раз на сцену Купаловского театра Виктор Павлович вышел на свой 65-летний юбилей. 9 февраля 2006 года актера не стало. После двух инсультов он почти не говорил и плохо ходил. Но по-прежнему нам продолжает светить звезда его таланта — фильмы и спектакли, записанные на пленку, греют душу, а интонацию и голос Тарасова уже не забыть никогда.
В свой сотый сезон Купаловский театр по-особому чтит и вспоминает своих корифеев. В юбилейные дни друзья и коллеги посетили могилу Тарасова на Восточном кладбище в Минске, почтили его память. Талант в такой концентрации, в какой он присутствовал у Тарасова, — это вечная молодость и, конечно же, бессмертие.
КСТАТИ
Виктор Тарасов получил и Государственную премию Белорусской ССР в 1966 году за участие в телеспектакле «Люди на болоте» по Ивану Мележу.