Талант Виктора Тарасова вывел его в лидеры своего поколения

Штучный артист

Этой зимой, под занавес прошлого года, поклонники народного артиста Беларуси и СССР, звезды белорусского театра и кино Виктора Тарасова отметили 85-летие со дня его рождения.


Он появился на свет 29 декабря 1934 года в Барнауле. После войны, в 1948-м, его отца, военного строителя, перевели в Беларусь.

В 1953 году Виктор Тарасов окончил минскую среднюю школу № 26, а в ­1957-м — Белорусский театрально-художественный институт и был зачислен в труппу Купаловского театра. При этом об актерской профессии он никогда не мечтал, по воспоминаниям дочери Екатерины, работающей на «Беларусьфильме», даже считал, что театр и кино — занятие не вполне ему близкое.

Известно, что документы в Белорусский театрально-художественный институт Тарасов подавал вместе с давним другом и будущим коллегой-купаловцем Геннадием Овсянниковым. В тот же институт поступала его первая любовь. По другой версии, актерская «бацилла» внедрилась в него тогда, когда он постоял на оперной сцене в спектакле «Князь Игорь», попав случайно в качестве фактурного парня для массовки. Как бы там ни было, судьба привела его туда, куда должна была привести, — на купаловскую сцену.

Удивительно обаятельный, наделенный особым магнетизмом, благородный и красивый человек служил в прославленном театре, снимался в кино у ведущих режиссеров. Виктор Павлович мог наполнить жизнью, состраданием, энергией любую, даже не очень хорошо выписанную роль. Говорят, мог сделать больше. Лучше — вряд ли. Его пронзительный взгляд, его паузы и бархатный голос до сих пор вспоминают те, с кем ему довелось дружить, творить, сотрудничать.

Бывают артисты-снобы, артисты-аристократы и небожители, преисполненные величия, которые упиваются провозглашенной и возведенной в культ собственной значимостью. И как много сил порой уходит на поддержание актерского мифа… Тарасов мифов о себе не создавал. Был правдив и в жизни, и в работе. Он стал олицетворением современника из 1960-х, 1970-х, 1980-х… Между ним и его героями, казалось, не было никакой дистанции. Зритель верил ему абсолютно и безо­говорочно. Не зря именно Тарасову довелось сыграть Зилова в спектакле по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота», который поставил в Театре-студии киноактера Валерий Анисенко. Премьера состоялась 6 февраля 1978 года. Прошло, правда, только 6 спектаклей, но постановка всколыхнула театральный Минск.

«Это был настоящий успех, — вспоминал режиссер. — Наш Зилов — Виктор Тарасов, ­— по общему мнению критики, стал лучшим театральным Зиловым Советского Союза. У нас была замечательная команда — пять актеров из Купаловского театра: Виктор Тарасов, Павел Кормунин, Фома Воронецкий, Арнольд Помазан, и позже к нам присоединился Валерий Филатов. «Утиная охота» — мощная пьеса, не потерявшая своей актуальности. Во все времена были и будут такие люди, как Зилов, которым непросто встроиться в систему. Взаимоотношения индивида и общества — вечная тема. Виктор Павлович это выразил очень мощно. Время, конечно, как-то сместило акценты в этой истории. Но сущностная проблема героя, его пороки и духовный вакуум понятны нам и сегодня».

В репертуаре Тарасова была и классика, которой, конечно же, должно было быть больше. «Дети солнца», «На дне» Горького, «Воскресение» Толстого, «Последняя жертва» Островского, «Ревизор» Гоголя. От актера невозможно было оторвать глаз. Голливудская внешность, лоск и ирония притягивали к нему. Он был одним из самых популярных актеров Купаловского театра, с успехом, так же как Галина Макарова и Павел Кормунин, снимался в кино (фильмы «Руины стреляют», «Крушение империи», «Время выбрало нас», «Водитель автобуса», «Мудромер»).

 «Вечар».  «Забыць Герастрата!».  «Дзеці сонца».
Фото предоставлено Национальным академическим театром имени Я. Купалы

Впервые на экране имя Виктора Тарасова появилось в 1960 году. Но роль народного заступника Аксена Каля в картине «Первые испытания» не была его первой ролью в кино. В комедии «Наши соседи» он сыграл небольшую роль, и фамилию актера просто не указали в титрах. Но уже спустя некоторое время режиссеры наперебой стали предлагать ему работу в новых картинах. Он легко осваивал героев из прошлого, присваивал себе любую историческую эпоху. Желябов в ленте «Софья Перовская», Николай II в фильме «Крушение империи», генерал Хлебнев в «Государственной границе. Мы наш, мы новый…». Уже в 1967 году он стал народным артистом БССР, а в 1982-м — и народным артистом СССР (такого же звания в 1991-м удостоился и давний друг Тарасова Геннадий Овсянников). У него было много поклонниц. Был женат несколько раз. В третьем браке обрел счастье с Ниной Пискаревой, которая тоже работала в Купаловском театре. Они прожили вместе почти 30 лет.

Сама жизнь постепенно превращала Виктора Тарасова в легенду. Он никогда ни с кем не соперничал, в нем не было, по отзывам близко знавших его людей, тщеславия. Может, поэтому легко, спокойно и сосредоточенно удавалось добраться до актерских вершин в профессии. Тарасов трезво относился к своему дарованию, а однажды даже отказался от роли короля Лира — трагедию Шекспира собирался ставить режиссер Валерий Раевский. С годами его темперамент окрашивался новыми красками, взгляд становился глубже и пронзительнее. Кажется, он никогда не повышал голос, умел работать на полутонах во всем, и эта филигранная работа подкупала.

Жаль, что Виктор Павлович не дождался прихода на сцену новой драматургии и нового театрального языка. Когда опытные мастера в умелых руках экспериментируют с формой, осваивают новые темы и новый язык, это всегда завораживает. Только в сочетании с подобным мастерством, какое было у Тарасова, результат удивляет и превосходит ожидания. Уверен, результат был бы феноменальный.

Последний раз на сцену Купаловского театра Виктор Павлович вышел на свой 65-летний юбилей. 9 февраля 2006 года актера не стало. После двух инсультов он почти не говорил и плохо ходил. Но по-прежнему нам продолжает светить звезда его таланта — фильмы и спектакли, записанные на пленку, греют душу, а интонацию и голос Тарасова уже не забыть никогда.

В свой сотый сезон Купаловский театр по-особому чтит и вспоминает своих корифеев. В юбилейные дни друзья и коллеги посетили могилу Тарасова на Восточном кладбище в Минске, почтили его память. Талант в такой концентрации, в какой он присутствовал у Тарасова, — это вечная молодость и, конечно же, бессмертие.

КСТАТИ

Виктор Тарасов получил и Государственную премию Белорусской ССР в 1966 году за участие в телеспектакле «Люди на болоте» по Ивану Мележу.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter