Штрихпунктирная заслонка

Как ведется контроль на южных рубежах Таможенного союза

Как ведется контроль на южных рубежах Таможенного союза?

Перенос таможенного контроля на внешний контур государств Таможенного союза — проект не из легких. Стирать границы пришлось отнюдь не ластиком на карте, а тщательно просчитывая ситуацию. Таможенники говорят: во многом сотрудничество служб трех стран сегодня — это вопрос доверия друг к другу. Корреспондент «Р» оценил положение вещей на южных рубежах Таможенного союза — в пункте пропуска «Айша-Биби», расположенном на границе Казахстана и Кыргызстана.

«Айша-Биби» разместился неподалеку от двухтысячелетнего торгового города Тараз в нынешней Жамбылской области. Здесь современный Казахстан граничит с Кыргызстаном, и львиная доля тех, кто пересекает демаркационную линию, — это жители прилегающих населенных пунктов, навещающие живущих на сопредельной территории родственников, а то и просто направляющиеся на рынки и в магазины. Таких караванов из автопоездов, как на белорусских «Козловичах» или «Каменном Логе», в Южном Казахстане не увидишь. В основном в очереди стоят старенькие автобусы и легковые автомобили. Ведь нередко получается так, что съездить к соседу за покупками ближе, чем покупать их на родине. Впрочем, так случается не только в Казахстане, но и практически повсеместно. Взять хотя бы наши приграничные с Польшей и Литвой территории. «Еже­дневно наш пункт пропуска пересекают порядка 10 автобусов, около 20 грузовых авто, 150 легковых и порядка тысячи физических лиц. Многие следуют транзитом в Иран и Турцию», — говорит начальник поста «Айша-Биби» Артык Мунайтпасов.

Подполковник таможенной службы признает: за последнее время работы прибавилось. Но связано это не с увеличением пассажиропотока, а с новым уровнем ответственности — ставить заслонки контрабанде приходится уже не только в интересах Казахстана, но и его партнеров по Таможенному союзу.

В последнее время активно велась подготовка к 1 июля. Именно после этой даты граница между Россией и Казахстаном стала прозрачной, и специалистов, трудившихся на этих рубежах, а также дорого­стоящее оборудование понемногу начали перебрасывать на посты, находящиеся на внешних контурах таможенного объединения. К примеру, в Жамбылской области Казахстана численность таможенников возросла ровно наполовину — в помощь к уже трудившимся 385 специалистам прибыли еще 175 их коллег с севера.

Участок государственной границы Казахстана, проходящий по территории Жамбылской области, составляет 716 километров, из них около ста приходится на горную, непроходимую для автотранспорта местность. На границе с Кыргызстаном на сегодняшний день действуют шесть автомобильных пунктов пропуска, один железнодорожный пункт пропуска, один авиационный в аэропорту «Аулие-Ата». Инфраструктура наиболее развита в таких пунктах пропуска, как «Кордай», «Аухатты», «Сартобе» и «Айша-Биби». На последний сегодня даже возят группы показывать, как должна работать таможня. «Еще в период подготовки к 1 июля было решено укреплять таможенные посты технически. У нас появились рентгеноаппараты, сканеры для персонального досмотра физических лиц, видеоскопы, детекторы наркотических веществ, инспекционные досмотровые комплексы для дистанционного досмотра большегрузных транспортных средств, автоматизированные системы контроля доставки товаров, электронные пункты пропуска. Дополнительно были установлены автоматизированные системы радиационного контроля, а также специальные стационарные весы для поосного взвешивания грузовых автомобилей. Недавно заработала автоматизированная система контроля доставки товара», — перечисляет Артык Мунайтпасов. Таможенники охотно демонстрируют, как ведется досмотр: грузы можно контролировать даже не выходя из здания КПП — все «нутро» как на ладони видно на экране мониторов. А вот граждане проходят свободно, лишь иногда, если пограничники видят, что человек нервничает, его решаются просветить на сканере. В таком случае пересекающий границу становится, раскинув руки, на специальной установке, вокруг него описывает полукруг панель со встроенным рентгеном, и через несколько секунд на экране компьютера у таможенника появляется картинка — полупрозрачный человек с затемненными участками тела. «Вот смотрите: видите, в кармане у этого лежит мобильный телефон, несколько монет и, по-моему, расческа. Запрещенного ничего нет», — определяет на экране предметы сотрудник таможенного поста Галдымжан Рыспанов. Досматриваемый киргиз спускается с рентгеновской установки и честно выкладывает из кармана названные предметы, будто подтверждая слова таможенника.

В числе одной из главных фобий белорусских и российских таможенников в последний год фигурировала такая: после отмены внутренних границ станет сложнее контролировать наркотрафик, а Казахстан — это страна, которая находится вблизи от опасных в этом смысле регионов. Достаточно сказать, что Чуйская долина, печально известная обширными плантациями дикорастущей конопли, о которой так много писал в свое время Чингиз Айтматов, расположена на территории Казахстана и Кыргызстана. И с территории последнего дурь нередко пытаются протащить в Казахстан. Кстати, силовые структуры Казахстана уже готовы вступить в фазу активного сопротивления наркотрафику — к середине июля «урожай» конопляных созревает, и ухо приходится держать востро. Говорят, во время облав почти каждый день на огромных территориях Чуйской кого-то обязательно задерживают с охапками конопляных листьев. В «Айша-Биби» готовы к неожиданностям — в последнее время техника неоднократно помогала в пресечении наркотрафика. Только в мае нынешнего года здесь были предотвращены две попытки перемещения героина. Оба раза курьеры пытались пронести товар внутри себя, но не удалось — помог сканер для персонального досмотра физлиц.

Говорят, что вскоре в южных регионах Казахстана вновь придется перекраивать подходы к таможенной политике. В настоящий момент здесь полным ходом идет строительство широкой бетонной автодороги Западная Европа — Западный Китай длиной 8,5 тыс. км, которая пройдет по маршруту КНР — Алма-Ата — Оренбург — Казань — Санкт-Петербург. Фактически речь идет о возобновлении знаменитого Шелкового пути. Ожидается, что новый коридор значительно ускорит сообщение между странами—участницами проекта, а это значит, что число желающих добраться до удобного транспортного коридора возрастет. Ведь дорога от порта Ляньюньган до Санкт-Петербурга и границ с европейскими странами займет всего около десяти суток, в то время как использование морского коридора через Суэцкий канал доходит до 45 суток, а Транссибирской магистрали — 14 суток.

На снимке: сотрудник таможенного поста «Айша-Биби» Галдымжан РЫСПАНОВ демонстрирует возможности нового оборудования.

Фото: Александр БЕНЬКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter