В поисках утраченного. Письменные принадлежности знатных особ

Штрихи к портретам

Топ-5 экспонатов выставки Владимира Лиходедова «Тайны канцелярии» в Национальной библиотеке Беларуси

В наше время для того чтобы сделать запись на бумаге, можно воспользоваться шариковой, гелевой, капиллярной ручкой. Не так давно появились электронные и даже ручки 3D. А вот столетия назад инструменты для письма изготавливали из тростника, позже — из перьев птиц, затем — из металла. О том, какими были письменные наборы в конце XVIII — начале XX века, можно узнать, посетив выставку «Тайны канцелярии».

Письменный прибор «Охотник». Конец XIX — начало XX века. Дерево, янтарь. 
Рассматривая представленные в экспозиции принадлежности князей Радзивиллов начала ХХ века, можно догадаться, что принадлежали они заядлому охотнику. Футляр для канцелярского ножа, карандаша и перьевой ручки выполнен в форме деревянного охотничьего колчана. Наконечники — в виде фигурок собак. Столетия назад письменные приборы были не просто необходимостью, но и подчеркивали статус владельца. Известно, что Михал Казимир по прозвищу Рыбонка увлекался охотничьим промыслом. За умение метко стрелять его уважал даже король Франции Людовик XV, к которому Радзивилл часто ездил в гости. Любителем поохотиться был и Пане Коханку.

На выставке привлекают внимание необычной формы канцелярские ножи. В прошлом они были неотъемлемой частью письменных наборов. Предназначались для распечатывания писем, разрезания бумаг, использовались и в целях самозащиты. Их прообраз — нож, который был изобретен в каменном веке и стал первым рукотворным орудием человека. Первые ножи делали из камня, кости и даже из дерева. Удлиненные ножи стали саблями, мечами, шпагами. Позже их начали украшать. Ножи со временем превратились в произведения искусства.

В экспозиции представлен набор письменных принадлежностей семьи известного белорусского и польского композитора Станислава Монюшко. Перьевая ручка, нож для вскрытия почтовых конвертов уложены в красивый прямоугольный пенал с металлическими застежками. Сама коробка изготовлена из панциря черепахи с вкраплениями золота. Возможно, этими инструментами для письма пользовался и сам Монюшко. На это указывает печать с монограммой их рода, нанесенная на один из предметов. Монограмма — это знак, составленный из соединенных между собой, поставленных рядом или переплетенных начальных букв имени и фамилии или из сокращения имени.

Письменный прибор семьи Станислава Монюшко. Золото. Конец XIX века.

Интересны и личные печати для писем, которые использовались для выдавливания рельефного изображения на расплавленном воске или сургуче. Ручки таких печатей делали из слоновой кости, серебра или позолоченной стали, а рабочую часть — из самоцветов, стекла, базальта или яшмы. На ней гравировали монограмму, семейный герб или персональный символ. Печати с гербами знатных особ имеют еще и историческую ценность.

Монументален по своей форме набор письменных принадлежностей генерала Семена Тимошенко. В нем — карандашница, пресс-папье, перьевая ручка, чернильница. Подставка в форме пятиконечной звезды изготовлена из латуни и рубинового стекла.

Письменный прибор маршала С. Тимошенко. XX век.

Перьевая металлическая ручка появилась в начале XIX века. По легенде, ее изобрел чей-то сообразительный слуга. Чтобы не затачивать перья своему хозяину, который любил много писать, однажды закрепил на гусином пере заостренный металлический наконечник. Находка поубавила забот. Металлические перья начали постепенно вытеснять гусиные и лебяжьи. Кроме железа, для наконечника пера стали использовать сплавы на основе золота, осмия, иридия. Они были износостойкими и практически не затуплялись. Корпуса ручек изготавливались из эбонита, серебра, золота, слоновой кости, красного дерева. Писать ими могли позволить себе только состоятельные люди. Но вскоре появились и более простые ручки. В истории письма, в процессе обучения грамоте изобретение металлического пера сыграло огромную роль.
В истории письма, в процессе обучения грамоте изобретение металлического пера сыграло огромную роль.
Письменный прибор, подаренный генерал-лейтенантом Михаилом Кайгородовым, комендантом Гродненской крепости, своему племяннику, художнику Анатолию Кайгородову. Серебро, эмаль, золочение. Конец XIX — начало ХХ века.
Завораживают красотой серебряная ручка и чернильница в виде лебедя, принадлежавшие русскому живописцу Анатолию Кайгородову. Чернильницы, давно вышедшие из обихода современного человека, еще во второй половине ХХ века были привычным предметом на письменных столах. Сосуды для хранения чернил раньше называли «каламарь» — от греческого «калам» — заточенные палочки для письма, которые использовались в древности. Их делали из камня, кожи, рога, глины, стекла, отливали из олова, меди, бронзы, серебра и золота. Чернильницы украшали узорами и сюжетами из мифов и сказок.

По форме письменные наборы напоминали подставку на ножках. Чтобы такой набор было легко переносить или брать в поездку, его оснащали специальным держателем. Нередко рядом устанавливали баночку с песком, которым посыпали написанное чернилами, чтобы они быстрее сохли. Чернильницы, подставки для ручек и карандашей расписывали фигурами людей и животных. Позже сосуд для хранения чернил переместился в корпус инструментов для письма. Так чернильницы были отодвинуты на второй план.

В виде огнедышащей Химеры — мифологического существа с головой обезьяны и телом льва изготовлена деревянная карандашница белорусского и польского историка, краеведа, педагога Отто Хедемана. Оригинальная подставка для карандашей — пример предметов кабинетного интерьера уже первой половины XIX века. Они, в отличие от чернильниц, с наших письменных столов не исчезли. Удивительными по форме их создают и современные мастера.

Карандашница историка, краеведа Отто Хедемана.

kuzmich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter