Штрафовать за летнюю резину не будут, но если попадете в аварию, это обязательно учтется

С начала года в республике произошло около шести тысяч дорожных происшествий, в которых погибло более тысячи человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года погибших меньше на 73 человека. Согласно проводимой программе “Минус сто” к концу года это число должно достигнуть сотни. Есть ли шансы выполнить эту программу? Как повлияли на безопасность дорог дополнения в Правила дорожного движения, введенные недавним Указом Президента Беларуси, которые начали действовать с конца октября? На эти и другие вопросы Первого национального канала Белорусского радио и “НГ”, отвечает заместитель начальника УГАИ города Минска Владимир ПИУЛЬСКИЙ.

— Владимир Геннадьевич, как выполняется программа “Минус сто” в Минске, о которой, наверное, уже знает практически каждый водитель и пешеход?
— Хотел бы подчеркнуть, что эта программа — не самоцель. Главное то, что Госавтоинспекция подняла эту проблему на самый высокий уровень и о ней действительно уже знают все. Что касается Минска, то по сравнению с прошлым годом у нас число погибших в ДТП не изменилось. И мы считаем, что сохранение даже нескольких жизней — это уже положительный результат. В то же время хочется отметить, что одними силами ГАИ эту программу вытянуть невозможно. Задачи по безопасности дорожного движения поставлены перед министерствами и ведомствами, различными учебными заведениями, гражданами.
— Теперь о недавних изменениях в правилах дорожного движения, многие из которых носят рекомендательный характер. Все-таки зимние шины обязательны в зимний период?
— В существовавших Правилах дорожного движения выявились неточности, поэтому и появились недавние изменения. Это относится и к зимней резине. Ее использование носит рекомендательный характер. Но нам постоянно водители задают вопросы, мол, будет ли ГАИ наказывать за отсутствие зимних шин. Не знаю, накажет ли их за это жизнь, но мы штрафовать никого не будем. В то же время тип резины будет обязательно учитываться в случае ДТП. Если водитель попал в аварию на автомобиле с летними шинами зимой, это однозначно будет считаться отягчающим обстоятельством. Страховые компании, по всей видимости, такой нюанс тоже не упустят.
— Во многих странах, в том числе и в соседних с Беларусью, за неиспользование зимней резины предполагаются огромные штрафы. Это мировой опыт...
— Конечно, технические различия между шинами очень серьезные. В Правилах рекомендовано ставить зимнюю резину при наличии снежного покрова. Но специалисты рекомендуют “переобувать” автомобили, если среднесуточная температура воздуха не поднимается выше пяти-восьми градусов. Летние шины даже при такой температуре могут быть опасны и не выдерживают необходимых параметров безопасности. Я рекомендую водителям “переобуться” в зимнюю резину, не дожидаясь снежного покрова, когда появятся очереди в шиномонтажных мастерских.
Возможно, не всегда это нововведение будет носить рекомендательный характер и рано или поздно мировой опыт придется учесть. Если вы спросите мое личное мнение, то я убежден, что летом надо ездить на летних шинах, а зимой на зимних.
— Насколько претерпели изменения правила парковки?
— При отсутствии соответствующих дорожных знаков и разметки водитель должен ставить транспортное средство параллельно проезжей части, а не в хаотичном порядке. Добавлено, что остановка и стоянка будут запрещены на полосах разгона и торможения.
Еще одно из нововведений заключается в том, что участники ДТП, ожидая приезда инспекторов,  должны по возможности находиться вне проезжей части. К сожалению, эта норма появилась не случайно. На МКАД не раз происходили новые аварии с уже попавшими в ДТП водителями, стоящими на дороге, которых другие водители не смогли вовремя заметить. Поэтому, несмотря на то что Правилами предписано в населенных пунктах устанавливать знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 метров от автомобиля (а вне населенных пунктов не менее 40 метров), на Минской кольцевой автодороге устанавливать этот знак лучше не менее чем за 40 метров. Скорость автомобилей здесь очень высока, а поток плотный. Есть риск возникновения новых ДТП.
— А что предусмотрено относительно использования на легковом автомобиле жалюзи и шторок, так любимых некоторыми водителями?
— Теперь конкретно написано, что жалюзи или шторки можно использовать только на заднем стекле автомобиля, боковые исключены. Машина все-таки не спальня.
— С первого марта действует новый Административный кодекс, наказание за некоторые нарушения стало гораздо строже. Какие первые итоги этих нововведений?
— Точной статистики на этот счет у нас не ведется. Но ужесточение ответственности — это мировая норма, и определенные положительные результаты есть. Все же главное — это неотвратимость наказания. Поэтому Госавтоинспекция принимает все меры для привлечения виновных к административной ответственности.
Если взять статистику за девять месяцев, то количество водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного опьянения, снизилось примерно на тысячу человек (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Но в среднем ежесуточно в Минске все еще задерживается около 20 любителей ездить подшофе. Схожая статистика и с гражданами, которые садятся за руль, не имея водительского удостоверения.
— Дорожная безопасность зависит от общей культуры самих участников дорожного движения. О культуре вождения упоминал в своем выступлении и министр внутренних дел Владимир Наумов. На ваш взгляд, сегодняшний “дорожный моральный облик” водителя соответствует цивилизованным нормам?
— К сожалению, поведение некоторых участников дорожного движения назвать цивилизованным сложно. И это проявляется как в отношении их к транспортным средствам оперативного назначения, так и водителей друг к другу. Не отстают в этом плане и пешеходы. Наверное, каждый водитель неоднократно видел, как некоторые из них переходят дорогу, даже не глядя по сторонам.
Не случайно в Минске основными причинами ДТП с пострадавшими являются переход дороги в неустановленном месте, нарушение водителями правил проезда пешеходных переходов и превышение установленной скорости.
Культуру поведения на дороге тоже надо воспитывать. Тех, кто не задумывается о своей безопасности, рано или поздно научит жизнь. Но чаще всего жизнь и здоровье уже не вернуть. Об этом надо помнить всем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter