Главный судебный исполнитель Андрей Авдеев об аресте машин, запрете на выезд и отключении интернета

Штрафной удар

Что нужно знать должникам об аресте машин, запрете на выезд и отключении интернета
В стране около 1,1 млн дел по взысканию долгов, с которыми имеют дело судебные исполнители. Должникам часто нужно продать с молотка свое имущество. Исполнителям — заставить их это сделать. Какие возникают спорные моменты и как они разрешаются? Об этом беседа с главным судебным исполнителем Беларуси Андреем Авдеевым.



— Андрей Дмитриевич, не так давно исполнители получили больше возможностей и полномочий. Есть эффект?


— Сейчас нам предоставили, например, право приостанавливать расходные операции по счетам должников, входить в жилище без согласия собственника, если он систематически препятствует доступу. Мы также получили возможность инициировать регистрацию недвижимого имущества должника, уклоняющегося от этого, чтобы избежать обращения взыскания на этот актив.

Органам принудительного исполнения предоставлен удаленный доступ примерно к полутора десяткам баз данных. В том числе это базы МВД, содержащие сведения о паспортных данных граждан, транспортных средствах и водительских удостоверениях, о совершенных административных правонарушениях и уголовных преступлениях. Эта информация позволяет найти должника, проверить его имущественное положение. Если у него есть водительское удостоверение и он игнорирует требования судебного исполнителя, мы можем попросить суд ограничить злостного неплательщика в праве на управление авто. Это достаточно эффективная мера.

В будущем планируется интегрировать между собой информационные системы МВД и Минюста в целях автоматического обмена необходимыми сведениями, в том числе и оперативного наложения арестов и иных ограничений в отношении должников и их имущества.

Имеется в распоряжении судебных исполнителей и база данных Национального кадастрового агентства, позволяющая оперативно получить сведения о зарегистрированном за должником недвижимом имуществе в целях последующего наложения на него ареста. В планах наладить электронный документооборот с органами, регистрирующими недвижимое имущество, что позволит оперативно запрещать дарение, обмен или продажу дома, квартиры.

Органы принудительного исполнения также обеспечены доступом к базам данных операторов связи, в том числе отдельных интернет-провайдеров, телевидения. При необходимости судебный исполнитель может заблокировать доступ неплательщика к этим услугам. Однако это не делается автоматически. Любые подобные меры применяются точечно.

Этим наши возможности не исчерпываются. Мы можем оперативно получить сведения, имеет ли должник право на охоту. При наличии такового можем ходатайствовать перед судом о его ограничении. Это действенный инструмент.

Сейчас также проводятся переговоры с Министерством по налогам и сборам, чтобы ведомство предоставило нам доступ к информационным ресурсам. Это сведения о том, являются ли наши должники посетителями игорных заведений и получают ли они там выигрыши. Информация позволит оперативно обращать взыскание на причитающиеся им выплаты.

Также в настоящее время нами ведется активная работа с Национальным банком по организации электронного документооборота, что позволит оперативно, без бумажной волокиты списывать деньги со счетов должников. Рассчитываем на то, что в будущем году механизм уже заработает.

Получаемые от Государственного пограничного комитета сведения о пересечении злостными должниками государственной границы могут послужить основанием для их ограничения в праве выезда из страны.

Но не нужно думать, что судебные исполнители применяют подобные карательные меры сразу после поступления к нам исполнительных документов. Сперва идут беседы. А уж если должник бездействует либо, наоборот, пытается уклониться от погашения задолженности, только тогда используем все предоставленные нам полномочия, чтобы обеспечить полное взыскание долга за счет имеющихся у человека активов.

— Удается ли взыскивать средства с людей, которые хранят деньги в электронных кошельках?

— Конечно.

— Есть ли у нас проблема закредитованности физлиц? Нужно ли вводить для них институт банкротства, как это сделано в России?

— Насколько закредитованы наши граждане, мне трудно сказать. Но в последнее время количество исполнительных производств о взыскании кредитной задолженности в пользу банков увеличилось. Хотя критической ситуацию не назовешь.

Встречаются случаи, когда люди просто не в состоянии рассчитаться из-за изменившегося уровня доходов. Мы это понимаем и банки тоже. Ищем пути решения проблемы: отсрочка, рассрочка либо продажа имущества, переданного в залог.

Порой долги возникают из-за необдуманных подходов банков либо микрофинансовых организаций к выдаче кредитов, займов. Встречаются случаи, когда деньги выдаются людям, у которых нет постоянного источника дохода, ведущим асоциальный образ жизни.

Что же касается банкротства физлиц, то, на мой взгляд, этот институт у нас сейчас вводить преждевременно. Нужно сначала изучить опыт других стран. Даже после этого нельзя напрямую заимствовать чужую практику без учета менталитета, особенностей правовой системы, экономики и так далее.

Есть серьезные опасения, что банкротство может стать, грубо говоря, одним из способов мошенничества. Уже сейчас есть определенный негативный опыт в части банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, когда с помощью данного института отдельные бизнесмены освобождаются от своих долговых обязательств, ликвидируют созданные предприятия, а через некоторое время либо даже одновременно создают другие фирмы, занимающиеся тем же видом деятельности, но уже не обремененные долгами. Поэтому, на мой взгляд, на сегодняшний день нужно учесть весь имеющийся негативный опыт банкротства юридических лиц в целях совершенствования законодательства в данной сфере, создания действенных механизмов защиты прав кредиторов.

— В недавнем прошлом для исполнителей ввели форму. Не пора ли разрешить им носить оружие или хотя бы электрошокеры? Далеко не все рады их визитам.

— Оружие — это большая ответственность. Нельзя просто его выдать сотрудникам без спецподготовки. В системе органов принудительного исполнения почти 80% судебных исполнителей — женщины. Проанализировав все плюсы и минусы, мы приняли решение отказаться от этой идеи. По крайней мере, на сегодняшнем этапе. В нашей стране имеется специальное ведомство, которое на профессиональной основе оказывает охранные услуги — Департамент охраны МВД.  У нас почти во всех регионах заключены договоры с соответствующими подразделениями департамента, которые эффективно обеспечивают безопасность судебных исполнителей.

— В вашей службе работают выпускники юрфака?

— Не всегда. И не все сотрудники с высшим образованием. Но их доля растет. В 2013 году их было 56%. Сейчас — 75%. У нас имеется специальная программа подготовки кадров. В 2018 году планируем выйти на обеспеченность специалистами с высшим образованием в 95%. А всего в наших рядах порядка 1300 человек. На каждого в год в среднем приходится около 3000 исполнительных производств.

— Большой объем долгов вам удается взыскивать?

— Процент взысканий у нас растет. В 2013-м взыскано около 3 триллионов рублей, в 2014-м — 5 триллионов, в 2015-м — почти 9 триллионов. В первом полугодии 2016-го — 6,7 триллиона неденоминированных рублей.

— Как избежать проблем с долгами и не попасть в поле зрения судебных исполнителей?


— На самом деле все очень просто. Необходимо все взвешивать, когда вы берете на себя какие-то обязательства, а если приняли — своевременно их выполнять. Кроме того, если вы соблюдаете установленные законодательством правила, нормы поведения и даже в случае их нарушения добровольно уплачиваете соответствующие штрафы и иные платежи, никаких претензий со стороны органов принудительного исполнения к вам не будет.

ЦИФРЫ

В первом полугодии окончено более 1 миллиона 268 тысяч исполнительных производств. Это на 28,6 процента больше, чем в первой половине 2015 года. При этом тогда удалось добиться полной оплаты долгов в 75,9 процента случаев, а в первом полугодии 2016-го — в 77,2 процента.

А КАК У НИХ?

  • Свой вооруженный спецназ есть у службы судебных приставов в России. Лучшие бойцы после особого испытания получают зеленый берет и нож “Комбат”.

  • В Англии существует несколько видов судебных исполнителей с разными полномочиями. Например, некоторые не могут взыскивать суммы более 5 тысяч фунтов.

  • Частные судебные исполнители появились несколько лет назад в Казахстане. Они не могут работать по делам, где одна из сторон — государство, и должны получать лицензию.

  • Исполнение решений федеральных судов США обеспечивает служба маршалов. Они также занимаются арестами преступников и другими функциями. Федеральные маршалы назначаются президентом и сенатом на 4 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter