Штрафная считалка

Балльная система   оценки нарушений   для водителей   может заработать   в   Беларуси   уже   через   год  

Балльная система   оценки нарушений   для водителей   может заработать   в   Беларуси   уже   через   год

Скоро за несколько разговоров по мобильнику во время езды водитель может остаться без прав управления машиной. Это произойдет, когда в Беларуси появится балльная система оценки и учета нарушений. Идея возникла во время всенародного обсуждения новой редакции Правил дорожного движения в 2005 году. И вот в начале 2007 года при Министерстве внутренних дел Беларуси создана рабочая группа по подготовке проекта балльной системы. Подключились республиканские прокуратура, Верховный суд и Министерство юстиции. О том, что такое балльная система и для чего она нужна, рассказывает «Р» начальник Управления ГАИ МВД Республики Беларусь Александр МЕНДЕЛЕВ. 

— Штрафные баллы для водителей — это не ноу-хау, а современный аналог действовавших в СССР с 1950-х годов систем вкладных талонов, а затем компостерных просечек, — говорит Александр Михайлович. — Тогда после трех просечек водитель мог лишиться прав управления на полгода. В конце 80-х годов эта система показалась малоэффективной по сравнению с денежными штрафами, и от нее отказались. Исчезла боязнь потерять права — посыпались аварии. В 1991 году на дорогах страны погибли 2300 человек, тогда как в 1988 году — только 1480. С тех пор растет водительское бескультурье. Иные совсем обнаглели: для них проще всякий раз платить штраф, чем заставить себя пристегиваться, пропускать пешеходов или парковаться, где положено. И здесь на выручку может прийти более совершенная система учета ранее совершенных нарушений. Суть нововведения в том, что при получении водительского удостоверения каждому определят баллы. Будут они либо вычитаться, либо начисляться при нарушениях – этот вопрос  согласовывается. Но когда лимит будет исчерпан, водительское удостоверение автоматически станет недействительным. При этом штрафы никто отменять не собирается. 

— В разных странах мира водители уже давно считают баллы. Каков эффект? 

— Интересен пример Франции, где штрафные баллы появились в июле 1992 года. Люди стали ездить осторожнее, и через год были получены блестящие результаты: погибло более чем на 500 человек меньше, чем в 1991 году. За 15 лет во Франции количество жертв аварий снизилось на 50 процентов. За рубежом исходят из того, что вождение автомобиля – это привилегия, а не конституционное право. Сегодня этот принцип наряду с балльной системой действует в США, Канаде, Германии, Израиле, в наших западных странах-соседках. Сумма баллов разнится: от 10 в Литве до 22 в Израиле. 

— Сколько баллов будет начисляться белорусскому водителю? 

— Пока точная цифра не определена. На последнем совещании рабочей группы предлагалось ввести 24 балла. Но главное – не общее количество, а размер вычитаемых баллов за те или иные нарушения. В разных странах свои подходы и критерии: например, в Израиле перевоз ребенка без специального детского кресла карается 6 баллами (это почти треть от общей суммы), в то время как в Германии за такую же провинность накажут лишь 1 баллом. В других странах за это нарушение и вовсе положен только штраф. В Канаде водителя лишат прав, если он пять раз превысит скорость на 30 километров в час, а литовский водитель всего за два аналогичных нарушения почти исчерпает свой балльный кредит. Немцу для растраты всех баллов достаточно восемнадцать раз поговорить по мобильному телефону за рулем, а французу — шесть раз. 

Кстати, поскольку молодые водители входят в так называемую группу риска, то после окончания автошколы им будет назначаться меньше баллов, чем всем остальным, чтобы были внимательнее. Это мировая практика. 

— Будут ли аннулироваться штрафные баллы через какое-то время? 

— В большинстве стран каждый год водители начинают с чистого «листа». Возможно, так будет и в Беларуси. Порядочному автомобилисту бояться нечего. По статистике около 90 процентов водителей после первого административного протокола перестают нарушать и ездят по правилам. Для остальных 10—12 процентов беспредел на дорогах — привычка. Рискуют и собой, и жизнями окружающих. Именно для их перевоспитания и придумана система баллов. Перспектива схлопотать штрафное очко заставит нарушителей-«рецидивистов» изменить свое поведение на дороге. А изъятие прав поможет предотвратить сотни аварий и спасти сотни жизней. Вспомните, как в январе этого года в Могилевском районе на пешеходном переходе маршрутка сбила двух первоклашек, один из которых погиб. Выяснилось, что управлявший микроавтобусом мужчина за последние годы несколько раз задерживался за езду в состоянии опьянения. Если бы тогда действовала балльная система, то без прав «хронического» нарушителя не приняли бы на работу. 

— Можно ли будет пополнять свой балльный «баланс»? Например, подежурить со свистком у светофора, как раньше это делали дружинники. 

— Думаю, зачислить в актив несколько баллов можно будет тем, кто пройдет курсы повышения квалификации водителей или поможет инспекторам задержать скрывшуюся с места ДТП машину. Мы приветствуем и поощряем участие в профилактических акциях ГАИ. Но не надо надеяться, что достаточно будет послушать одну лекцию, и вам отпустят все «грехи». 

Как штрафные, так и дополнительные баллы будут вноситься в единую базу данных нарушений ПДД. Задав фамилию любого водителя, можно просмотреть его «досье». Сделать такой запрос инспектор ГАИ может из любой точки республики. А водителю для проверки «баланса» достаточно будет обратиться в любой отдел ГАИ. 

— Когда же все это заработает? 

— До конца года проект балльной системы будет обсуждать рабочая группа. Кстати, любой человек может внести свою лепту – позвонить в Управление ГАИ МВД с предложениями и замечаниями. Закрепление системы потребует изменений в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, которые по закону смогут быть внесены только спустя год после вступления кодекса в силу. Нынешний кодекс в действии с 1 марта 2007 года. Так что любые дополнения возможны где-то ближе к лету следующего года. Тогда, надеюсь, все мы начнем считать баллы и привыкать к безопасной езде. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter