Штраф и мат

В некоторых московских школах директора пошли на эксперимент: начали наказывать школьников за курение и нецензурные выражения денежными штрафами...
Факт...

В некоторых московских школах директора пошли на эксперимент: начали наказывать школьников за курение и нецензурные выражения денежными штрафами. Основная тяжесть такого наказания, понятно, в первую очередь ложится не на самого подростка, а на кошелек его родителей. Даже тариф определили: за курение — 450 российских рублей (35 тысяч белорусских). За матерные слова — от 500 до 1.500 (на наши деньги — 39 — 117 тысяч). Мол, все попытки воздействовать на детей через «трудотерапию» успеха не принесли. А наказание рублем гораздо эффективнее воздействует на родителей, чем набившие оскомину записи в дневнике.

...и комментарий

— Очень сложно бороться с курением, — говорит директор минской СШ N 119 Жанна Пальчевская. — С такими проблемами сталкиваемся в 6 — 8–х классах, когда дети начинают самоутверждаться. Метод убеждения, лекции, фильмы, беседы в классах не оказывают никакого воздействия. Эффект нулевой. Мы уже просто не выпускаем детей на улицу на переменах. А возле туалетов прохаживаются учителя и дежурные. Когда слышим, что школьник нецензурно выражается, вызываем его с родителями в школу, беседуем, он извиняется, говорит, что больше так не будет, и забывает об этом на следующий же день. Штрафы? Инспектор ИДН предлагал составлять протокол и наказывать особо злостных курильщиков в размере 3 тысяч рублей. Но пока еще никого не наказывали. Думаю, сначала денежное наказание может сыграть какую–то роль, но потом тоже не будет иметь никакого действия.

— Штрафы — это глупость, — считает начальник управления социальной и воспитательной работы Министерства образования Георгий Бутрим. — Наказание трудом — тем более. Скажем, за каждую выкуренную сигарету — час общественно–полезных работ — это лишь озлобит ребенка и вызовет у него отвращение к труду. У школы другие функции — воспитательные. Родители и администрация школы не должны переводить все в плоскость финансов. У педагога есть два метода воздействия — личного примера и убеждения.

Сегодня дети не ругаются матом, они разговаривают на нем. Если забываются, могут и учителю матом ответить. На замечания в дневнике: «Ваш ребенок использует ненормативную лексику в школе» — родители не реагируют. Один учитель пошел своим путем: записал в дневнике, что сказал ученик, дословно, и попросил «автора» расписаться. Но после таких опытов возмущенные родители стали жаловаться классному руководителю. Проблема в том, что учителя иногда борются с тем, на что в самой семье смотрят сквозь пальцы. «Нецензурная брань — это болезнь общества, а дети, как лакмусовая бумажка, всего лишь отражают уровень воспитанности взрослых», — считает учитель русского языка и литературы минской гимназии N 23 Елена Лавецкая.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter