Какие секреты скрывают крупные корпорации и мировые знаменитости

Шторм в налоговом раю

Любителям жареных фактов и острых ощущений советую запастись попкорном. Судя по всему, в ближайшие дни их ожидает немало громких разоблачений. Не успели утихнуть яростные споры вокруг «Панамагейта», в котором засветились многие известные персоны, как международный консорциум журналистских расследований предал огласке очередную порцию сенсационных материалов о закулисных операциях в офшорных налоговых гаванях. Публикация получила название Paradise Papers («Райское досье»). В нем более 13 миллионов документов за полувековой период, раскрывающих весьма любопытные подробности использования тайных налоговых оазисов на Сейшелах, Бермудах, Каймановых и Виргинских островах. По сравнению с нынешним архивом «Панамское досье» просто детский лепет. Недаром британская Times скандал в налоговом раю назвала пятном на репутации капитализма.

Большая часть секретной информации поступила репортерам от компании Appleby, зарегистрированной на Бермудах и оказывающей юридические услуги элите офшорного капитала. Кто именно виноват в утечке конфиденциальных бухгалтерских отчетов и налоговых документов, еще предстоит разобраться. Возможно, снова похозяйничали вездесущие хакеры. Но вопрос не в этом. Впечатляет масштаб «райского» архива. В нем фигурируют такие бизнес–гиганты, как Apple, Nike, Uber, а также более ста влиятельных политиков из США, Канады, Германии, Великобритании, России, знаменитые артисты и спортсмены. В частности, упоминается имя чемпиона мира «Формулы–1» Льюиса Гамильтона. Один из богатейших спортсменов планеты использовал офшоры, чтобы не платить налоги за свой частный самолет. Офшорные интересы, по информации немецкой Sueddeutsche Zeitung, обнаружились даже у британской королевы. Точнее, у фонда, который от ее имени управляет частью капиталов королевского двора.

В Германии, пишет SZ, следы ведут к тысяче клиентов. Не всех их, конечно, можно обвинить в нарушении закона. Владение компаниями и инвестфондами в офшорных юрисдикциях само по себе не является преступлением. Но такие структуры зачастую используются в нелегальных операциях. Стало быть, к их владельцам и управляющим уже как минимум есть неудобные вопросы. Как говорил один из американских юристов, налоги — это плата за возможность жить в цивилизованном обществе. Налогоплательщик, он же избиратель, по сути, оплачивает из собственного кармана здравоохранение, образование, дороги, армию, да и самих чиновников. Но когда элита общества отделяется от этого общества, когда олигархи всех мастей, некоторые политики, чиновники, звезды кино и спорта произвольно решают, сколько и каких налогов им платить, общество вправе спросить: а почему так происходит? Почему одни должны уплачивать все до цента, а другим закон не писан?

По подсчетам экономиста Габриэля Цукмана, супербогачи скрыли в налоговых оазисах 7,9 триллиона евро. Boston Consulting Group приводит цифру в 10 триллионов долларов. Это сопоставимо с совокупным ВВП Великобритании, Японии и Франции, вместе взятых. Примерно 80% наличных на офшорных счетах принадлежит 0,1% населения. Складывается впечатление, что для богатых и бедных существуют разные правила игры. И вот ключевой вопрос: насколько все это соответствует принципам демократии и социального государства? Ведь в конечном счете экономики недосчитываются миллиардов долларов, которые должны поступать в казну и которых не хватает, например, на предоставление всеобщего доступа граждан к медицинским услугам, обеспечение безопасности в общественных местах, создание новых рабочих мест.

По факту офшоры представляют собой систему, которая богатых делает богаче, а бедных беднее. Причем если до начала 1980–х уделом супербогатых была одна лишь Швейцария, то с процессом глобализации финансового рынка пышным цветом расцвели укромные компании в других уголках планеты. Что делать с мировыми налоговыми убежищами? Этот вопрос обсуждался накануне на саммите министров финансов стран ЕС. Реакция на утечку офшорных документов со стороны официальных структур наверняка займет немало времени. Но главный вывод из произошедшего уже очевиден. Ни политики, ни крупные концерны теперь не могут быть уверены в сохранении офшорной тайны. Рано или поздно их неблаговидные деяния станут достоянием общественности, которая уже смотрит на эти архивы не только как на сеть чисто коммерческих связей, а сквозь призму политики. Естественно, со всеми вытекающими последствиями.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter