Што нi край, то звычай

Путешествие с Наумом Гальперовичем

«Дзе Сафiйка плыве над Дзвiною, нiбы карабель...»


Я ў Полацку цяпер не часты госць,
Таму так важна тое дакрананне
Да памяцi, салодкай, як каханне,
Дзе толькi ты, мой родны горад, ёсць.


Я вырос в пригородном поселке, который в просторечье назывался «Питомник», потому что в нем жили те, кто работал в хозяйстве по выращиванию саженцев плодовых деревьев. Поселок находился неподалеку от Спасо–Евфросиньевского монастыря, места в годы моего детства скорее нежеланного для посещения, чем того важного и обязательного для экскурсий, которым оно является теперь.


За домом, где жил я с родителями и младшей сестрой, было поле. По узкой тропинке вдоль него можно было выйти к Спасскому городку, а там, через луг и огороды, — прямо к Евфросиньевскому монастырю. Во времена сплошного атеизма и беленькая церквушка, и старушки в темных платках, крестящиеся у входа, вызывали жгучий интерес, как все запретное и немножко стыдное.


Монашек к тому времени из монастыря выселили, и в бывших кельях поселились полочане — в основном ремесленный рабочий народ. Помню сверхсрочника дядю Мишу, который, подвыпив, часто фланировал по монастырской территории с баяном в руках и вечной сигаретой в уголке рта.


Во дворах монастырских покоев люди смастерили самодельные сарайчики, в которых держали всякую живность — кур, поросят, кроликов. Разве мог я тогда представить, что на этом месте будут проходить торжественные многолюдные праздники, а улица, ведущая к монастырю, будет носить имя Евфросинии Полоцкой?..


В центре Полоцка жили люди высшего сословия — офицеры, разные начальники, доктора, адвокаты, торговцы. Был там и большой еврейский квартал, который населяли часовых дел мастера, фотографы, музыканты и, конечно, парикмахеры. В центре города, на центральной площади, высился собор кадетского корпуса, весь побитый снарядами и пулями, но сохранивший гордый, неприступный вид.


Среди нас, пацанов, ходили легенды о таинственных подземных ходах, ведущих к Софийке, о волшебных кладах и замурованных скелетах. Постоянно в окрестностях кадетского корпуса сновали самодельные «экспедиции» искателей сокровищ, а родители строго–настрого запрещали детям лазить по подземным ходам.


Однажды во время детского сеанса в кинотеатре «Родина» послышался сильный хлопок и погас свет. Потом свет загорелся и на сцену к экрану вышел седой человек и сказал:


— Дети, не волнуйтесь. Взорван кадетский корпус.


Еще долго потом рабочие разбирали завалы и вывозили обломки.


Впервые к таинственной в те годы полоцкой истории я прикоснулся во втором классе. Я тогда был самым младшим участником драмкружка Дома пионеров, которым руководил Анатолий Степанович Каменков, высокий, с длинными седоватыми волосами, густым низким голосом, кажущийся мне каким–то загадочным волшебником. Мы собирались со спектаклем «Чиполлино» выступить в пионерском лагере «Гвоздово». Поездка планировалась с ночевкой, поэтому в Дом пионеров мы пришли с рюкзаками, как заправские туристы. Но в последний момент оказалось, что выступление наше перенесли на завтра и нужно было расходиться по домам. Мы начали уговаривать Анатолия Степановича дождаться завтрашнего дня в Доме пионеров, и он согласился. На ночлег мы расположились в спортзале. До сих пор отчетливо помню низкий глуховатый голос учителя и те истории, которые он нам рассказывал перед сном.


С замиранием сердца слушал я про таинственный подземный ход от кадетского корпуса до Софийского собора, а от Софийского собора — в некий чудесный подземный город, куда однажды провел с завязанными глазами полоцкого мальчика Янку седой старик, который встретился ему под землей. Там, в сказочной красоты дворце, был огромный зал с драгоценными каменьями, золотыми слитками.


— Бери, сколько можешь, — сказал старик, — только больше про этот клад не должен знать никто.


— С тех пор и ищут по подземным ходам чудесный город и драгоценный клад, — завершил рассказ учитель, — да только за много лет найти его никому не удалось.


Вторая история была про полоцкого князя Всеслава, про то, как его обманул князь киевский, пригласив в гости и посадив вместе с сынами в страшную темницу — поруб. Как когда к городу подошли татары и киевский князь сбежал, горожане вызволили из поруба Всеслава, назвали своим князем и под его руководством отогнали орду от Киева. Как княжил Всеслав в Киеве и Полоцке и как за одну ночь, обернувшись серым волком, мчался он от киевской Софии в родной город. Как строил Софийский собор в Полоцке, не уступавший по красоте и мощи киевскому. Впервые я узнал, что монахиня Евфросиния, возле монастыря имени которой стоял наш с родителями дом, была внучкой славного князя.


С той памятной ночи я заболел историей Полоцка. Книжек на эту тему было мало, но кое–что прочитать удалось. Так я узнал про гордую Рогнеду, которая «не хотела разуть рабынича», про Скорину и Симеона Полоцкого, про генерала Кульнева и битву на Красном мосту. С одноклассником Володей Козловым мы искали подземный ход, излазив все подвалы искореженного войной кадетского корпуса. Мы даже написали поэму о Полоцке и отнесли ее в редакцию газеты, в которой мне через много лет довелось работать.


Поэму, конечно, не опубликовали, но интерес к истории родного города не угас. Тем более что учителем истории в нашей 9–й школе был Яков Александрович Ривин, человек увлеченный, коренной полочанин. Он приносил нам интересные книги, старинные гравюры, с ним мы не раз побывали в историческом музее.


Музей этот был примечателен тем, что в первом зале посетителей встречало огромное чучело сома под стеклом. Этого сома изловили в Двине, в месте, где в эту широкую и некогда полноводную реку впадает быстрая узкая Полота. Сомы — это некая сакральная полоцкая достопримечательность. Их, по свидетельству старых полочан, водилось огромное множество и в Двине, и в Полоте. И в окрестностях, богатых озерами и быстроводными речками.


Полоцкие предания наделяли этих существ таинственной силой и разумом. Этакие маленькие драконы, которым лучше не попадаться. Недаром выпускник полоцкого иезуитского коллегиума Ян Барщевский в своей известной книге «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» пишет о всяких невероятных чудовищах, населявших эти земли.


Через много–много лет на берегу чудесного озера Нещерда известный литературовед, драматург и просто интересный человек полоцкий «малец» Петро Васюченко основал шутливое общество «З’едзенага цмока», куда вошли участники путешествия по родным местам — полоцкие литераторы.


А еще полоцкая земля славится кладами. Сколько их находили мальчишки на берегах Двины, на холмах в Заполотье и в Погирщине!.. Самый крупный клад был найден на валу Ивана Грозного, когда строили стадион. Состоял он из старинных монет–дирхем и золотых безделушек. Вообще, полоцкая земля хранит в себе много сокровищ. Сколько ни копают ее археологи, она все не скудеет, приносит все новые и новые находки.


Полочане — особые люди. Помню, как–то в сибирском Березове, куда был в свое время сослан князь Александр Меншиков, встретил в аэропорту летчика, показавшегося очень знакомым. Оказалось, что он полочанин. И хотя мы не знали друг друга по имени, обнялись, расцеловались, и целый месяц за мной по всем сибирским аэропортам «гонялся» мешок рыбы, посланный вдогонку как подарок земляку.


Белыя фарбы зiмы
Выткуць на вокнах карункi.
Любага краю малюнкi
Носiм у памяцi мы.
Цiхi самотны спакой,
Кронаў вячыстых трымценне,
Цэркаўкi над Палатой
Прыцемкам раннiм свячэнне.
Гэта не будзе згасаць
I праз вякi не сатлее.
Гэта патрэбна пiсаць
Тушшу, пяром i алеем.
Гэтым змагацца i жыць,
Думаць i плакаць начамi.
Бо да апошняй мяжы
Мы назаўжды палачане.

Заметка краеведа


Полоцк — древний город в Витебской области на севере Беларуси, административный центр Полоцкого района. Расположен в устье реки Полоты, впадающей в Западную Двину. Первое упоминание в летописях — 862 г. С середины X века — центр Полоцкого княжества, один из крупнейших городов Европы. В 1066 г. построен Софийский собор. В 1125 г. святой преподобной Евфросинией Полоцкой основан Спасо–Евфросиньевский монастырь. В 1498 г. город получил Магдебургское право. В XVI в. — более 100.000 жителей. В результате многочисленных войн, пожаров, эпидемий численность горожан сократилась, город утратил прежнее значение. На 2007 г. население составляло 81.700 человек. Является одним из туристических центров. Среди сохранившихся достопримечательностей — иезуитский коллегиум (XVIII в.) и костел, лютеранская кирха, монастырь бернардинцев, церкви Спасо–Преображенская (XII в.), Спасо–Евфросиньевского монастыря (XII в.), Богоявленская (XVIII в.). Действуют заводы: литейно-механический, авторемонтный, железобетонных изделий, стекловолокна.

 

На снимке: 1963 г. Ученики полоцкой школы № 9.

Наум Гальперович.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter