Раскрыть крупную кражу в одном из торговых центров Гомеля удалось только через два года после ее совершения

Штатный вор

Гомельчанин Юрий Василевский (имена и фамилии изменены) был старшим смены в службе охраны крупнейшего на тот момент в городе торгового центра. Дело свое знал до мелочей и должностные обязанности исполнял на совесть. Например, когда руководство решило перенести комнату для сбора и инкассации выручки с первого этажа на второй, Юрий выступил категорически против. Возражения изложил не только устно, но и в письменном виде. 

Особое мнение

Профессиональный глаз с ходу фиксировал недостатки. Комната не оснащена сигнализацией, выходящей на пульт охраны, стены и дверь не укреплены надлежащим образом. Все это увеличивало риск и облегчало задачу потенциальным злоумышленникам, вздумай они покуситься на выручку универмага. Но все эти аргументы действия не возымели — предостережения Василевского проигнорировали. 

А через некоторое время Юрию стало не до того. Возникли серьезные проблемы со здоровьем. Из-за обострения хронического заболевания пришлось взять больничный и проходить лечение на дневном стационаре. Когда курс подходил к концу, он решил заскочить на работу. Нужно было увидеться с заместителем начальника службы безопасности, сообщить дату своего возвращения в строй. 

План созрел мгновенно

К универмагу он приехал в воскресенье около восьми часов вечера. Подходя с тыльной стороны, увидел курящего сторожа. Юрий направился к нему, чтобы поздороваться и перекинуться несколькими фразами. Но коллега его не заметил, выбросил окурок и резко ушел. Подойдя к застекленной двери, Василевский увидел кассиршу, которая обычно занималась инкассацией выручки. Женщина спускалась со второго этажа в торговый зал. 

И тут его осенило. Ведь именно в это время дневная выручка сдается в банк. Подсчет и заполнение необходимых бумаг происходит в той самой ненадежной комнате без сигнализации и с хлипкой дверью. Шальной план созрел мгновенно. С учащенно забившимся сердцем Василевский поднялся на второй этаж, подошел к двери и несколько раз подергал ручку. Дверь оттягивалась, но полностью не открывалась. 

Внутренний голос вновь не замедлил с подсказкой. Юрий вспомнил, что на этом же этаже есть еще одно помещение, в которое на время ремонтных работ сносили остатки стройматериалов, пустые коробки и прочий хлам. Эту каморку не запирали вовсе. 

Зайдя туда, охранник, на глазах превращаясь во взломщика, нашел то, что нужно. Металлическая пластина удобно легла в руку. Используя ее как импровизированный ломик, Василевский налег всем телом и отжал ригель замка. Теперь доступ в заветную комнату с деньгами был открыт. 

Понимая, что счет идет на секунды, и ловя каждый звук, доносящийся с лестницы, Юрий подошел к столу. На нем лежали перевязанные резинками пачки купюр, отсортированных по номиналу. Схватив валявшийся тут же пакет, Василевский стал закидывать в него деньги.

Выходя, рукавом протер дверную ручку, уничтожая следы своих пальцев. Орудие взлома сунул во внутренний карман куртки и быстрым шагом спустился по лестнице. После чего покинул супермаркет тем же путем, которым пришел, — через административный вход. На улице избавился от улики, швырнув пластину в сторону находящейся рядом автостоянки. И заспешил на остановку общественного транспорта. 

Вскоре Юрий был в своем гараже, где спустился в погреб и закопал пакет с добычей. Заперев замок, отправился домой. 

А в торговом центре к тому времени обнаружили взлом и исчезновение всей дневной выручки. Поднялся переполох. 

Находчивый муж

Нужно было придумать, как легализовать деньги хотя бы перед собственной супругой. Роль гражданина Корейко начинала надоедать. И Юрий придумал. 

Как-то раз он дождался возвращения жены домой и, талантливо изображая нервозность, вручил целлофановый пакет.

— Пересчитай, — выдохнул Василевский и вышел из комнаты. 

На вопросы о происхождении богатства он поведал невероятную историю. Будто бы нашел деньги в туалете на авторынке, куда приехал, чтобы поглазеть на технику. Семья сидела в кредитах, едва справляясь с выплатами, и реальной возможности купить машину не было. 

И вот, налюбовавшись на иномарки, рассказывал Юрий, он зашел в уборную, где и обнаружил оставленный кем-то пакет с пачками долларов внутри. Конечно же, как порядочный гражданин он тут же пошел в помещение администрации рынка и дал объявление по громкой связи. Однако владелец пакета так и не пришел. Наверное, сходил с ума, находясь где-то уже за пределами авторынка. Такая вот история. 

Могли себе позволить

Сложно сказать, поверила ли в историю супруга, прекрасно знавшая о крупной краже, случившейся полгода назад по месту работы мужа. Но, как бы там ни было, поступила рационально: собрала деньги в пакет и спрятала, возложив на себя функции казначея. 

Через пару месяцев они съездили в Минск, где за 12,6 тысячи долларов купили автомобиль. А поскольку держать дорогостоящую машину на улице было неразумно, Василевский построил еще один гараж, почти за 7 тысяч. Не считая таких мелочей, как поездка за одеждой для всей семьи за рубеж, оплата услуг репетитора для дочери, обновление домашнего компьютера и других повседневных расходов… 

Облегчил душу и участь 

Впрочем, в правоохранительных органах считали иначе и интереса к краже в особо крупных размерах не утратили. И когда спустя почти два года была получена оперативная информация, расследование уголовного дела во­зобновилось. Правда, теперь милиционеры действовали не наугад, а точно зная, в каком направлении следует работать. 

Юрий Василевский на тот момент по-прежнему работал в торговом центре, плечом к плечу с ничего не ведающими коллегами. Случай с хищением выручки стал чем-то вроде легенды. А тем временем большая часть украденных денег разошлась на нужды семьи. Остатки были изъяты во время обыска. Не сразу, но все же заговорил подозреваемый. Разоткровенничавшись, он даже признался, что испытал облегченье, поскольку все это время носил в душе тяжкий груз. И это были не пустые слова. Еще на стадии следствия Василевский возместил материальный ущерб практически в полном объеме. Это было зачтено судом как смягчающее вину обстоятельство, с учетом которого и приговор оказался более чем гуманным — три с половиной года лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания. 

ВНЕ ПОДОЗРЕНИЯ

В ходе следствия Василевского допрашивали как свидетеля. Ему даже не пришлось тревожиться насчет алиби. Его «пальцев» во взломанной комнате не нашли, никто из персонала Юрия в тот день не видел. К тому же официально он находился на больничном, а о краже узнал от шокированных коллег. В общем, как пишут в протоколах: «Больше по данному поводу пояснить ничего не могу». Хотя на самом деле он был единственным, кто мог бы прояснить абсолютно все.

Пока оперативники отрабатывали различные версии, новоявленный подпольный миллионер сохранял олимпийское спокойствие. Он понимал, что ни в коем случае нельзя привлекать внимания, например резко уволиться или осуществить мечту о новенькой иномарке. Поэтому Юрий ждал. 

Откопать пакет с деньгами решился только через несколько месяцев. И начал мало-помалу обменивать рубли на иностранную валюту. Конвертацию осуществлял поэтапно в разных банках, приобретая за раз не более тысячи долларов. По завершении процесса на руках оказалось 30 тысяч, которые Василевский спрятал там же. 

prolesk@sb.by

Коллаж Ольги Александровой
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter