Штанга — дура, кег — молодец!

Вячеслава Хоронеко называют белорусским бульдозером.
С виду Вячеслав Хоронеко и не похож на самого сильного человека Беларуси. Обыкновенный мужчина в спортивном костюме среднего роста с пружинящей походкой. И бицепсы у него вовсе не накачаны, как у Шварценеггера, хотя за глаза атлета называют белорусским бульдозером. Он установил 112 официально зарегистрированных рекордов в экстремальных поднятиях тяжестей. Скучный и незрелищный гиревой спорт ему удалось сделать захватывающим аттракционом. Сначала Вячеслав стал жонглировать гирями, потом кувыркался назад, удерживая в руке «тридцатидвушку» (этот трюк, кстати, так и назвали — «дорожка Хоронеко»). В конце концов, когда гирьки поднадоели, взялся за бочку. Со своей 40–килограммовой «партнершей» Вячеслав забавляется, выплясывая с ней под музыку. Сейчас майор милиции преподает физподготовку в Академии МВД и продолжает готовиться к новым рекордам.

1. Как бы вы сами представили себя читателям?

— Я вообще–то не люблю козырять своими титулами. Тому, кто меня знает, они не нужны. Ну а для тех, кому имя Вячеслав Хоронеко ничего не скажет, они тем более до лампочки. Но для «СБ» сделаю исключение: многократный чемпион, обладатель Кубков СССР, СНГ и Беларуси, многократный рекордсмен мира, мастер спорта международного класса по гиревому спорту, неоднократный лауреат книги рекордов стран СНГ и Балтии «Диво». По–моему, хватит, хотя можно перечислять еще и еще...

2. О чем больше всего мечтали в детстве?

— Как любой нормальный мальчуган, хотел стать сильным, нравиться девочкам. Но тогда для меня, пухленького малыша, занятия физкультурой были настоящей мукой. Представляете, я элементарно не мог подтянуться на турнике. Это всегда вызывало презрительный смех сверстников, и меня частенько обижали. Баста, решил я! Для начала купил гантели, потом записался в секцию велоспорта. Сразу же приключился забавный случай. На первую гонку мне выдали старенький велосипед. И я не мог ничего понять: всегда был в числе первых, а тут тянусь с черепашьей скоростью. Буквально приполз на финиш, естественно, последним. Потом оказалось, что велосипед был сломан, и я ехал все 25 километров на тормозах. Наверное, добежать было бы быстрее. Самое интересное, что тренер это видел, но не остановил экзекуцию. Проверял мою силу воли, что ли?..

3. В каких человеческих слабостях не можете себе отказать?

— (Задумался.) Люблю поспать. Сказывается режим спортсмена, который поддерживал в течение 10 лет: изнурительные тренировки по два раза в день и обязательный послеобеденный сон.

4. Чьим мнением больше всего дорожите в своей работе?

— Своих коллег–профессионалов — Антона Новика, Евгения Долинина, Сергея Кадушкина. Великие спортсмены и педагоги, они помогли мне лучше понять, что такое спорт. Их советы я очень ценю.

5. На что вам не жаль потратить миллион?

— Миллион чего — рублей или долларов? (Смеется.) Если серьезно, у меня в задумках грандиозный проект, о котором я пока и заикаться боюсь. Вложил бы деньги в него. Длинными и нудными разговорами о пользе спорта ничего не решить. Молодежь неискренность быстро раскусит. Ее нужно постоянно удивлять, заинтересовывать. Я пытаюсь это делать по–своему, жонглируя гирями и 40–килограммовыми бочками. Доказываю, что даже с гирями можно делать красивые номера: под музыку, со стаканом воды на голове. Не понаслышке знаю, что это всегда вызывает восторг и уважение. Ну и, конечно, хочу, чтобы родные ни в чем не нуждались. Да и детям–сиротам помог бы. Так что одним миллионом тут не обойтись.

6. Какие покупки запомнились больше всего?

— Как ни странно, письменный стол. Это было мое первое серьезное, самостоятельное приобретение.

7. Всегда ли вы говорите то, что думаете?

— Не всегда. Приходится лукавить — для пользы дела, конечно. Иной раз так и подмывает резануть правду–матку. Но сразу осекаю себя — в этой ситуации лучше промолчать.

8. Интеллигентность. Что это такое в вашем понимании?

— Не обидеть собеседника, даже если знаешь, что намного умнее его, образованнее. Человек должен чувствовать себя комфортно в твоем обществе.

9. Оказало ли влияние на ваш характер созвездие, под которым вы родились?

— Да. Я — закоренелый Близнец. А мы, как известно, двуличные. Говорю одно, думаю другое, а делаю третье. Однако по жизни мало кого обманывал.

10. Когда вы в последний раз хохотали от души?

— Да буквально вчера. Смотрел «Кривое зеркало», как раз повторяли выпуск про милицию. Очень занятная передачка. (Смеется.) Правду всю ребята про нас сказали. А вообще, считаю, что не только физические тренировки, но и смех укрепляет здоровье.

11. От кого или от чего вы устаете больше всего?

— Устаю от чудовищных нагрузок на тренировках. Выматываюсь так, что порой ничего не хочется, только свалиться в постель. А еще терпеть не могу хамов, людей, которые не хотят понимать тебя. От таких предпочитаю держаться подальше.

12. Что вам легче — подняться в 6 утра или лечь спать в 4?

— Однозначно — подняться в 6 утра. Я стопроцентный жаворонок. Вот сегодня, например, проснулся в 5.00. Хотя частенько приходится выступать в ночных клубах, но и тогда не жалуюсь.

13. Кто ваш самый близкий друг?

— Как говорится, друзей много, но самый близкий — один. Жизнь свела меня с великолепным человеком. Мы с ним познакомились в 1993 году, когда я охранял телецентр, на Макаенка, 9. Больше ничего не скажу...

14. Как вы проводите свой отпуск?

— У моря. Обычно каждое лето меня приглашают выступать с силовой программой на юг — в Крым или Сочи. Показываю там трюки, провожу конкурсы. Например, вызываю ребят половчее да посильнее из зала, предлагаю поднять 40–килограммовую бочку. Пыхтя, кое–как справляются. Ну а потом уже сам начинаю жонглировать этими же самыми кегами и гирями, выполнять трюки. Некоторые из них никто в мире, кроме меня, не делает. Публике нравится, она восторженно аплодирует, некоторые даже вопят что–то вроде: «Вот это настоящий Геракл нашего времени». В общем, принимают на ура. Ну а в свободное время, пользуясь случаем, отдыхаю на курорте: загораю, купаюсь.

15. Что такое, по–вашему, лень, а что — душевный покой?

— Лень — это апатия, нежелание работать. Профессионал всегда сможет побороть в себе это скверное чувство, настроиться на правильную волну. Мне, допустим, надо тренироваться. Я молча встаю ни свет ни заря и делаю зарядку, пусть мне это и не нравится. А заодно Бога прошу о душевном покое, то есть о гармонии, умении балансировать среди жизненных обстоятельств, жить в мире с самим собой.

16. Ваш идеал женщины?

— Сочетание таких качеств, как красота, сексуальность, ум, надежность.

17. Чего нельзя прощать даже лучшим друзьям?

— Не буду оригинален — измены и предательства. Еще не люблю, когда за спиной сплетничают.

18. Будь вы главой государства, что бы сделали в первую очередь?

— В Беларуси и так многое делается для спорта. Ведь здоровы люди — значит, здорова страна. А когда все больны, какие могут быть дела? Я бы, пожалуй, разве что снизил цены в тренажерных залах, бассейнах, фитнес–центрах. К сожалению, сегодня эти услуги не всем по карману.

19. А врагов вы себе успели нажить?

— Как таковых нет, потому что всегда искал компромиссы.

20. При каких обстоятельствах познакомились с «СБ»?

— Где–то году в 1995–м, когда я поставил один из первых своих рекордов, мне позвонили, сказали, что страна должна знать своих героев. Тогда было очень приятно, что заметила газета — читабельная, популярная.

21. Помните ли вы свое детское прозвище?

— У всех ребят в школе были клички — кого–то звали Математиком, кого–то Рыжим. А вот ко мне ни одна так и не приклеилась. Почему? Даже сам не знаю.

22. Что определило выбор вашего жизненного пути и кем бы вы стали, появись возможность начать все сначала?

— Есть два человека, чьей железной силой воли я восхищаюсь с детства и на кого хотел бы быть похожим. Это Юрий Власов, который у меня так и останется в памяти как несгибаемый атлет и покоритель Рима. И Валентин Дикуль, человек, который после тяжелейшего перелома позвоночника смог вопреки всем диагнозам врачей не только ходить, но и заняться любимым делом. Даже если бы была возможность начать все сначала, все равно бы жизнь связал со спортом. Я всегда хотел быть сильным, бегать, прыгать, соревноваться. И теперь ни о чем не жалею — у меня хорошая работа, есть цели, умение воплотить их в жизнь. Единственное... Я всю жизнь любил футбол. Но в юности был стеснительным, робость и помешала мне пойти в футбольную секцию, хотя в дворовых командах мне цены не было. Сейчас иногда поигрываю за команду «Арт–старз». Но работа занимает много времени, поэтому выбраться с ребятами не всегда удается.

23. Чего вам лично больше всего недостает сегодня?

— Реализации своих возможностей. Хотелось бы почаще выступать. Людям нравится то, что я делаю, мне тоже. Регулярно приглашают в ночные клубы, на праздники, дни города, но этого мало. Я знаю, что способен на большее.

24. Какие книги, по–вашему, нужно прочесть всем?

— Я бы посоветовал Юрия Власова «Соленая радость» и «Справедливость силы». В них он как бы изнутри описывает ощущения атлета, работающего на грани шока. С одной стороны, это книги о спорте, но в них — настоящая философия жизни. Они об умении добиваться своей цели, когда в тебя никто не верит. Многим нелишне было бы перечитать и «Мать» Максима Горького.

25. Хорошо ли вы знаете свою родословную?

— Нет, только до прадеда. Обязательно найду время и обстоятельно займусь изучением своего генеалогического древа. Это одна из целей в жизни.

26. Какой самый счастливый день в вашей жизни?

— Однажды, мы тогда семьей жили в Коми АССР, маме поставили страшный диагноз — рак. Все были в трансе. И я, хотя был еще ребенком, тоже понимал, что произошло что–то ужасное. Жизнь для меня будто перевернулась. Когда выяснилось, что врачи ошиблись, не забуду безумное счастье родителей, невероятное облегчение и ощущение того, что все будет хорошо. Этот день между жизнью и смертью я запомнил навсегда... Он и есть для меня самый счастливый.

27. Приходилось ли вам переживать тяжелые времена?

— Приходилось. Не всегда денег хватало, и родные не понимали, зачем я трачу столько времени и энергии на штанги да гири. Но я по натуре оптимист. Мой девиз — если нельзя решить проблему, нужно поменять свое отношение к ней. Запрещаю себе и другим впадать в панику, устраивать истерику.

28. Как вы относитесь к выражению «Сила есть — ума не надо»?

— Плохо отношусь. Так многие стремятся обидеть спортсменов, в особенности тех, кто занимается силовыми видами. Между тем среди атлетов немало хорошо эрудированных, умных, начитанных людей.

29. Вы установили 112 рекордов. Какой из них дался труднее всего?

— Как–то пришла в голову мысль — вступить в новое тысячелетие с грандиозным рекордом. Сказано — сделано! И вот 30 декабря 2000 года в одном из минских ресторанов я поднимаю 40–килограммовую бочку. Люди приходили туда отдохнуть, а заодно взглянуть на чудака, который устроил себе сумасшедший Новый год. Официантки поначалу злились: их фактически из–за меня заставляли работать круглосуточно. Зато потом буквально содрали майки (пот шел в три ручья, сменил 12 футболок), еще и расписаться на них заставили. Я сначала планировал финишировать в 0.05 1 января. Но где–то часов за 5 — 6 до конца сорвался, послал всех, закинул треклятую бочку в угол и стал собираться домой. Так бы и ушел, если бы не остановили добрые люди: «Слава, тебе же всего ничего осталось, соберись!» Стиснув зубы, я взял кег... Итого за 36 часов поднял его 4.221 раз! Рекорд был официально зарегистрирован, а корреспондент Рейтер сделал последний кадр. Около елочки — слева направо Дед Мороз, ваш покорный слуга с исступленным взглядом и бочкой над головой и Снегурочка. Таким, наверное, меня и запомнили миллионы телезрителей всего мира. Правда, ваши зарубежные коллеги добавили ложку дегтя в бочку меда: перепутали фамилию и окрестили почему–то Хароном. Но я не в обиде, поскольку прозвучало главное: белорус поставил первый рекорд в новом тысячелетии. Кстати, за эти 36 часов потерял 8 килограммов, и после рекорда неделю ужасно болели пальцы и спина.

30. Чем вы еще собираетесь удивить мир?

— Долго вынашивал одну, на мой взгляд, благородную идею. В честь 60–летия Победы в Великой Отечественной войне намерен со 2 по 4 марта на следственно–экспертном факультете Академии МВД установить самый крутой и тяжелый рекорд и, естественно, посвятить его ветеранам. За 48 часов поднять 40–килограммовую бочку 6 тысяч раз. Мою затею уже поддержало руководство МВД. Если, тьфу–тьфу, все удастся (стучит по столу), обязательно пошлем заявку в Книгу рекордов Гиннесса, хотя туда очень трудно пробиться. По «странному» совпадению три четверти рекордсменов — англичане. Организаторы ссылаются на то, что у славян, дескать, есть своя книга — «Диво».

31. Вы неизменно устраиваете из спорта шоу. Всегда ли вам удается завести публику?

— Сейчас — да, а вот поначалу было трудновато. Когда ты естествен, публика это чувствует, люди не жалеют аплодисментов, подбадривают как могут. Я всегда предлагаю зрителям потрогать бочку, убедиться, что это не фанера и все без обмана. Бывает, не каждый трюк получается сразу. Недавно бочка, к примеру, упала мне прямо на подбородок, кровищи было!.. Многие девчонки в обморок попадали. Но не в моих правилах прерывать начатое, я не остановился, пока не закончил номер.

32. Экстремальные поднятия тяжести всегда связаны с риском для здоровья. Вам когда–нибудь бывает страшно?

— Бывает, но уже потом. Во время рекордов каждая минута расписана: когда поесть, попить, пардон, в туалет сходить. Нет времени даже осмыслить всю серьезность положения. Конечно, я перед каждым рекордом долго готовлюсь — принимаю витамины, специальные смеси, но ведь организм не обманешь, все–таки я старею. В самый неподходящий момент может и сердце подвести, может и спину схватить. Я боюсь! Недаром мои выступления называют экстремальными. Никогда не забуду самый страшный свой рекорд — в шпагате под водой, в бассейне я поднял 32–килограммовую гирю 21 раз за 52 секунды. Я чуть концы тогда не отдал. Когда вылез, ощущение было, что стакан водки выпил. Врач сказал: еще секунд 5 и случилось бы кровоизлияние в мозг. А один пацан и вовсе прокомментировал: «Ну ты, дядька, и нашел способ топиться».

33. Есть разница, что поднимать, — штангу или кеги с пивом?

— Есть. И большая. Штанга удобна, ее центр тяжести не смещен. А вот в бочке безалкогольное, между прочим, пиво переливается, поэтому ее труднее удержать на вытянутых руках. Но публике интереснее, понятнее, да и для меня технически сложнее поднимать именно кег. Обычно при этом подзадориваю публику. Мол, мужики, вы, пожалуй, только и знаете, что из него пить можно...

34. Наверное, вы пользуетесь непререкаемым авторитетом у студентов Академии МВД, в которой преподаете физподготовку...

— Это да! Как бы правоохранительные органы ни ругали, в случае чего всегда зовут на помощь милицию. Поэтому без устали повторяю курсантам, что офицер, который не в состоянии даже за себя постоять, не может называться милиционером. Он должен уметь провести прием, с легкостью утихомирить дебошира, пьяницу. Всякий раз не премину на тренировке напомнить, что старше курсантов в два с половиной раза. В то же время спрашиваю, кто им мешает быть в такой же форме? Но в принципе уверен, что за них мне стыдно точно не будет!

35. Пригодились когда–нибудь в обычной жизни ваши навыки?

— Я всегда до последнего стараюсь убедить человека словами. Но однажды пришлось обучить хорошим манерам одного типа. Была неприятная ситуация лет десять назад. Человек не понимал по–хорошему, стал даже угрожать моим родным. После он пожалел об этом...

36. Назовите пять стимулов, которые помогают ставить рекорды.

— Во–первых, постоянное самоутверждение и самовыражение. Реклама здорового образа жизни — второе. В–третьих, демонстрация неограниченных возможностей человека. В–четвертых, реклама страны. Ну и наконец, материальный интерес.

37. Не рискнете предсказать, какие перемены ожидают нашу страну через год?

— Я верю только в лучшее. Уверен, все будет хорошо.

38. Где вам хотелось бы побывать и почему?

— На Олимпийских играх в Турине в 2006 году в составе белорусской делегации. Хочу там побить свой суточный рекорд — поднять бочку 4 тысячи раз в честь четвертого выступления Беларуси на Олимпийских играх. Готов сделать это даже в мороз на улице. Была идея выступить еще в Афинах, но туда поехать не получилось по разным причинам.

39. У кого конкретно и что именно вы спросили бы в первую очередь, будь у вас возможность пообщаться с самыми интересными личностями нашего времени?

— Непременно задал бы пару вопросов Владимиру Ленину. С Петром Машеровым поговорил бы. А из современников интересно было бы пообщаться с Президентом Александром Лукашенко.

40. Есть ли у вас любимое занятие, помимо основного рода деятельности?

— Есть, и не одно. Люблю разгадывать кроссворды, это и успокаивает, и тренирует мозги. Обожаю читать, но только хорошие детективы, и никогда не пропускаю, когда по телевизору показывают старые добрые комедии.

41. Ваша любимая футбольная команда...

— Минское «Динамо» времен Малофеева. А еще «Милан» во главе с Андреем Шевченко и Кахой Каладзе.

— Музыкальное произведение...

— Люблю классический рок. В частности «Nazareth», у «Queen» любимая песня, конечно, «We are the champions».

— Танец...

— Вальс.

— Время года...

— Лето. Очень люблю солнце.

— Форма одежды...

— Она, по моему мнению, не должна сковывать. Комфортнее всего чувствую себя в джинсах, футболке и кроссовках.

— Цвет...

— Мне импонируют темные тона.

— Праздник...

— У меня их три: день рождения, День Победы и Новый год.

42. Как часто и по какому поводу вы бываете недовольны собой?

— Если что–то не успеваю. Но ведь если ты недоволен собой, значит, появляется стимул стремиться к чему–то лучшему, совершенствоваться.

43. Как вы относитесь к наблюдению А.П.Чехова, что на свете нет ничего страшнее, чем провинциальная знаменитость?

— В принципе, я считаю, что лучше быть первым на деревне, чем последним в городе. Здесь ты хоть в чем–то, но лучший, а там вообще ноль.

44. Назовите место на земле, которое вам милее всего.

— Меня тянет к воде. Поэтому люблю белорусские реки, озера. Особенно Нарочь, Браслав.

45. Верите ли вы в изречение: «Все, что ни делается, все к лучшему»?

— А как же! Это один из моих жизненных принципов. Если ничего нельзя изменить, значит, так тому и быть. Но главное — из всякой ситуации сделать правильный вывод, чтобы в следующий раз не попасть впросак.

46. Летаете ли вы во сне?

— Нет. Мне сны вообще редко снятся.

47. Когда у вас плохое настроение, что вы делаете?

— Иду в спортзал, тренируюсь до тех пор, пока не израсходую всю негативную энергию. Я считаю, что нельзя переносить отрицательный заряд на других людей.

48. Часто ли вы пишите письма?

— Давно не пишу. Хотя в юности, когда впервые в жизни по–настоящему влюбился, строчил без конца.

49. Верите ли вы в лучшее будущее наших детей?

— Верю, а иначе нельзя. Но мы должны работать, чтобы им жилось хорошо. Без них вообще не будет будущего.

50. Вопрос, который вы хотели бы задать себе сами. И ваш ответ...

— Чаще всего меня спрашивают, зачем мне все это надо. А ответ ищите выше...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter