Штампованное железо

Говорят, каждая машина чем–то похожа на хозяина. Своей историей, судьбой и финалом, предопределяет который порой... «родословная» марки

Марка автомобиля — это «диагноз»?


Говорят, каждая машина чем–то похожа на хозяина. Своей историей, судьбой и финалом, предопределяет который порой... «родословная» марки. То, как позиционирует производитель автомобиль, каким мотором его снабжает, даже какие линии и формы рисует рука дизайнера, и решает, кто сядет за руль. К примеру, «Ниссан–Микра» снискал славу дамского автомобиля, а «Хонду–Цивик» часто предпочитает молодежь. Хотя везде бывают свои исключения.


Особенно тщательно подходят к выбору машины... белорусы. По данным Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров (сюрвейер — инспектор или агент страховщика, осуществляющий осмотр имущества, принимаемого на страхование) на транспорте, на один миллион долларов ВВП мы покупаем 35 авто. Чрезвычайно высокий показатель даже для Европы! Не нужно проводить социологические исследования и рисовать психологический портрет среднестатистического покупателя, чтобы понять: для белорусов машина — больше чем средство передвижения. Это образ и даже самопрезентация, пусть и на четырех колесах. Да, выбираем машину поэкономичнее, понадежнее, но подспудно всегда представляем, как будем выходить из нее, смотреться за рулем. Точно так же, примеряя новый костюм, обращаем внимание на материал и практичность. Но самое главное — чтобы был с иголочки!


От нашего имиджа, стиля зависит то, как будут воспринимать нас окружающие, прохожие. Так и на дороге. В зеркало заднего вида водители в первую очередь определяют марку автомобиля. Неминуемо возникают ожидания: раз БМВ — следовательно, водитель может лихачить, «Мерседесом» управляет бизнесмен, человек состоявшийся, а значит, резких маневров от него ожидать не стоит. Но правы ли те, кто лепит ярлык и стремится обвинить во всех смертных грехах марку машины? И вообще, при чем тут ее «происхождение»?

 

Без руля не разберешься


Списки наиболее «аварийных» машин составляют в каждой стране свои. В Белорусском бюро по транспортному страхованию сформировали наш рейтинг. И вот что получилось (см. таблицу). За 100 процентов взяли, к примеру, машины марки «Форд», застрахованные по «автогражданке» в 2006 году, и вышло, что 3,06 процента из них побывали в авариях по вине водителей, управлявших ими (то есть условно из 10 тысяч 306). Это не так уж и много. Для сравнения: возглавила печальный рейтинг «Хонда» с показателем 5,49 (что примечательно, «лидирует» марка уже пятый год подряд), следом идет БМВ — 4,44, потом «Мицубиси» — 4,17. Меньше всего попадали в ДТП «Москвичи» и ЗАЗы. У них этот показатель составляет — 1,16 и 1,68 соответственно.


«Это еще ничего не значит!» — возмутятся владельцы «Хонд» и БМВ. Понятно, к рейтингу можно относиться с некоторой долей скептицизма. Не учитывалось, например, стоит ли авто в гараже или на нем постоянно ездят, при каких обстоятельствах произошла авария. Хотя бы то, что самыми «неаварийными» признаны УАЗы и ЗАЗы, говорит об одном: на них просто мало кто ездит.


Однако пищу для размышлений цифры дать могут. Например, почему верхушку рейтинга из года в год занимают одни и те же марки? Что их объединяет? Мощность? Популярность? Или конкретный тип водителей?

 

 Топ–топ в модели


Выбор машины, как видим, нынче дело имиджевое. А предопределяет его наше положение в обществе и круг знакомств. На авторынок мы отправляемся не только с кругленькой суммой денег, но и с уже сформулированными требованиями, которым стремимся соответствовать, чтобы завоевать определенную ступень в обществе. Ведь окружающие по марке и модели оценивают уровень благосостояния, могут предположить, кто владелец — из студентов аль из предпринимателей средней руки. Иногда крутая «тачка» даже служит визитной карточкой в тусовке. Говорят же, дескать, Роман Абрамович купил футбольный клуб «Челси», чтобы приобрести пропуск в определенные круги (в болельщиках клуба ходят и лорды, и герцоги).


Слышали, небось, разговоры: мол, он крутой мужик, ездит на «Порше». Со временем машины стали характеристикой человека, атрибутом, как и любая видимая материальная ценность вроде красного пиджака и золотой цепи на шее в 1990–е. Отсюда и большое значение, которое мы придаем деталям. Многие факультативные опции, которые созданы искусственно, удовлетворяют второстепенные потребности и формируют определенный образ владельца. Они не связаны с выживанием, зато приковывают всеобщее внимание, повышают авторитет владельца роскошных аксессуаров. От кожаного салона, согласитесь, не зависит скорость или экономичность машины.


Так что еще вопрос, кто кого выбирает: мы машину или наоборот? Зато доподлинно известно, что определенные социальные группы, хотя границы между ними сильно размыты, предпочитают определенные машины. Допустим, наши бизнесмены часто с удовольствием ездят на джипах. Почему? Внедорожнику нипочем бездорожье, воскликнут многие, а потом, наверное, вспомнят, сколько раз за год выезжали за пределы кольцевой и согласятся: джип символизирует мощь и превосходство на дороге. Хорошо смотреть свысока на других автомобилистов! Чувствуешь себя так же уютно, как и в кресле топ–менеджера.


Есть и еще один решающий нюанс — это репутация машины. В каждой культуре она своя. К примеру, у нас черные БМВ в лихие 1990–е снискали славу бандитских автомобилей (этот образ, впрочем, уже неактуален). Помните, эту аббревиатуру так раньше и расшифровывали — боевая машина вымогателей. А в США на них ездят солидные бизнесмены.


Немудрено, что многие стереотипы навязывают сами производители автомобилей. Ведь с их легкой руки в рекламных кампаниях машины подразделяют на мужские и женские, семейные и молодежные. Выбирают, говоря языком маркетологов, целевую аудиторию. А харизматичность каждой модели придают дизайнеры, которые рисуют «черты лица»: фары, скажем, напоминают глаза. Их можно умышленно сделать глубоко посаженными или, наоборот, широко открытыми. Расчет прост: даже грудные дети видят лица в неодушевленных предметах. Неудивительно, что семеро из десяти водителей идентифицируют машину только по виду спереди — «агрессивная» или «добродушная», «злая» или «улыбчивая». Каждый выбирает свое «выражение лица».

 

 Поведение и вождение


Главный вопрос: можно ли искать связь между поведением водителя и маркой, моделью авто? Однозначно ответить на него никто, конечно, не возьмется. Но исходя из того, что за руль определенных моделей машин садятся люди из одних и тех же слоев общества, можно предположить: стиль их езды будет похож. «Человек водит так, как он живет», — напоминают эксперты по безопасности движения. Эгоист будет безудержно давить на педаль газа и не пускать в «свою» полосу «чужаков», грубиян — подрезать, а интеллигент — уступать дорогу.


Вечно лезущие без очереди хамы будут так же, как распихивали людей локтями, ездить по дорогам. Это стиль жизни. И дело не всегда только в привычках. Очевидно, сама модель машины обязывает ко многому, поскольку вызывает определенные ожидания. Покупая конкретную марку, мы готовы соответствовать образу, созданному в рекламном ролике, или стереотипу, сформировавшемуся в обществе. Как бы соглашаемся с правилами игры.


* * *


В этой статье мы не пытаемся стричь всех под одну гребенку или уж тем более обвинять в лихачестве водителей БМВ, «Хонд» или «Мицубиси». Приведенная статистика и размышления — лишь повод задуматься о некоторых закономерностях. Быть может, это заставит более подробно изучить поведение водителей, предпочитающих «агрессивные» автомобили?


Компетентно


Старший инспектор отделения агитации и пропаганды Минской ГАИ Юрий Краснов:


— Долой стереотипы! Все зависит от конкретного водителя. Кто–то и за рулем «Дэу–Матиз» будет лихачить. Но чаще попадают в аварии мощные машины с задним приводом. Увы, не все могут укротить БМВ или «Опель–Омега» на заснеженной или мокрой дороге. В результате автомобиль оказывается в кювете. Еще одна тенденция — частенько разбивают чужие машины. Помните аварию со «скорой» на улице Голубева в Минске больше полугода назад? Тогда БМВ, ехавший на огромной скорости, врезался в «скорую», которая не спеша катилась по своей законной полосе. В результате «Газель» опрокинулась на бок, а «бумер» врезался в турникет и загорелся. Пострадали пять человек. За рулем БМВ, от которого остался только остов, был нетрезвый парень, который взялся отполировать эту машину, принадлежащую его знакомому.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter