«БелНИИП градостроительства» завершил разработку проекта комплексной организации Минского района
Насколько актуален этот документ, говорить не приходится. Ведь до сих пор многие объекты и даже целые конгломерации размещаются здесь порой спонтанно, без учета перспектив развития транспортной, социальной инфраструктуры, энергетики, без привязки к ландшафтным особенностям, зонам отдыха, богатым на которые и предписано быть ближайшему пристоличью. Важно, что он принят, можно сказать, сразу после утверждения главой государства скорректированного генерального плана города Минска. Ведь совершенно справедливо, что специалисты в области прогнозирования градостроительства рассматривают Минск и Минский район как единый организм.
Сегодня на этой общей территории, занимающей свыше 200 тысяч гектаров, проживает более 2,3 млн. человек. И пусть в этой численности доля населения района составляет 8 процентов, третья часть его трудовых ресурсов работает в столице. С другой стороны, многие городские предприятия имеют в пристоличье свои филиалы, дочерние образования, дополнительные производства и порождают встречный поток движения рабочей силы. Через Минск и Минский район проходят два важнейших трансъевропейских автокоридора, железнодорожные линии, другие магистрали, объединяя заботами о них обе административные территории.
Цель карты-схемы комплексной организации Минского района, по мнению архитектора Минской области Александра Воловича, в том и состоит, чтобы разработать основные направления устойчивого территориального развития пристоличья в части достижения компромисса между общереспубликанскими и местными интересами.
— Для нас, что наиболее важно, — уточняет заместитель директора проектного института по науке Дмитрий Семенкевич. – Учесть перспективы использования земель, охраны и активного использования рекреационных территорий.
Следует заметить, что Минский район располагает очень высоким рекреационным потенциалом, однако используется он очень слабо. Из 9 зон отдыха ни одна не обустроена по стандартам, хотя бы близким к западным. Например, весьма привлекательной может быть зона вдоль реки Птичь, только здесь, очевидно, не хватает лесных угодий. Как, впрочем, и по всей южной части района, где лесистость не превышает 3—4 процента. А ведь леса — это легкие большого города. И одна из целей проекта – создание лесных массивов по течению реки, вдоль транспортных магистралей.
В карте проработаны и вопросы размещения промышленных предприятий, новых производств. В первую очередь предстоит задействовать более 70 объектов, не используемых нынче в сельском хозяйстве. Зарезервированы площадки под строительство жилья, территории для прокладки магистралей энергетики, водоснабжения, автодорог и т.д.
Особый разговор по дорогам. По второй кольцевой вокруг Минска предусматривается несколько вариантов. Один из них затрагивает даже интересы Дзержинского района. Но разработчики настаивают на более близком прохождении 2-го МКАД от столицы, поскольку магистраль – это не только пропуск транзитного потока, но и зоны привлечения инвестиций, инфраструктуры, зоны обслуживания, в том числе сельских поселений.
Важный момент – дополнительный выход из столицы к аэропорту Минск-2, разгрузка вилочных входов в город со стороны Гомеля и Могилева и других, где уже теперь образуются транспортные пробки, путем создания новых въездов в первый город страны.
В предложениях по совершенствованию железнодорожного сообщения – строительство третьего пути до станции Беларусь, организация движения туда городской электрички. Одно из важнейших решений по железной дороге – строительство южного обхода с товарной станцией и новым вокзалом вблизи микрорайона Шабаны. По этому направлению в будущем должен быть организован пропуск товарных составов, а также скоростных пассажирских поездов.
Проработана в карте и трасса строительства скоростного трамвая до города-спутника Логойска. Она проложена с учетом интересов пристоличного района, возможного обслуживания сельского населения, членов садоводческих товариществ. Путь трамвая видится из столичного микрорайона Зеленый Луг через Боровляны, Острошицкий Городок, Раубичи, Силичи и так далее.
На презентации кто-то из присутствующих назвал проект «штабной картой» райисполкома. С этим утверждением не мог не согласиться руководитель районной «вертикали» Петр Ярмош. Этот документ должен положить конец «шанхайщине» в размещении всевозможных объектов, которыми стараются «нагрузить» пристоличный район. После согласования в Совете Министров карта будет утверждена главой государства и обретет законную силу. Реализация заложенных в ней идей рассчитана на два этапа, вершить которые будут до 2015-го и до 2030 года.