Шрамы на всю жизнь

Школа всегда считалась самым безопасным местом для ребенка.
Школа всегда считалась самым безопасным местом для ребенка. По сравнению с американскими учебными заведениями, в которых то и дело гремят выстрелы, наши и впрямь выглядят островками безмятежности и благополучия. На пресс-конференциях, где обсуждаются детские проблемы, основной акцент делается, как правило, на семье. Около 45 процентов ребят дома чувствуют себя некомфортно. Все дружно ужасаются этой цифре, ведь понятно, что причина многих бед - именно в семье. Говорят о "воспитательном вакууме" последнего десятилетия. И как-то так получается, что "за кадром" все время остается не менее важный вопрос: а где гарантия, что остальные 55 процентов не испытывают дискомфорта в школе?

Нет такой гарантии и не надо, потому как нет в нашей школе ни секса, ни насилия! - вот и весь ответ. Почему медики в последнее время все чаще говорят о неутешительной динамике школьных неврозов, о которых лет 15 назад особо и не вспоминали? Ну так, известное дело, - перегрузка. Одно непонятно, отчего это папы и мамы нередко возвращаются с родительских собраний с круглыми глазами и, отослав чадо из кухни, докладывают не присутствовавшему на собрании родителю последние школьные новости. Двое пацанов-"приготовишек" избили одноклассницу - требовали денег... Девочка покончила с собой: учительница поставила ей "двойку" и заявила, мол, оценку, "пока я вас учу", не исправишь. И ведь знала же, что девчонке родители сказали: "Получишь "неуд" - домой не приходи". Вот она и не пришла... В школьном туалете старшеклассницы оказывают мальчишкам годом-двумя младше платные интимные услуги. Над теми, кто от них отказывается, издеваются по полной программе, потому как "разве это мужики?!"

Долгое время о школьном насилии говорить было не принято. Оно и сейчас не особо-то афишируется. Сами понимаете, зачем выносить сор из избы? Пошушукались на кухне - и хватит.

"Когда и так нервы постоянно на пределе, как уловить грань между педагогическим воздействием и насилием?" - вопрошает знакомая педагогиня. Этот вопрос, полагаю, занимает не только ее. Но и тех, кто своих неусидчивых учеников привязывает к стулу, непонятливых - дерет за уши, невнимательных - бьет указкой по рукам и обзывает дебилами, идиотами, свиньями. И ведь что интересно: дашь по голове книжкой и сразу - та-акая тишина в классе, та-акая дисциплина. Как-то по российскому каналу показали сюжет про мальчишку-первоклассника, которому учительница... заклеила рот пластырем. Чтобы не болтал и не мешал вести урок. В кадре - очень трогательное зрелище: учительница заливается слезами раскаяния, родители мальчика ей... сочувствуют, а сам парнишка рассказывает о случившемся очень буднично, словно так и должно было быть. И все (!) действующие лица в полном недоумении: а что тут такого особенного, учительница ведь хотела как лучше!

Да, взрослые много чего делают из лучших побуждений. Правда, потом недосуг интересоваться, что в результате получается. А, право, стоило бы. Все чаще в редакцию обращаются отчаявшиеся родители. Ситуации разные, финал примерно одинаковый. Учителя физкультуры ребятишки смеха ради заперли в школьном подвале. А когда открыли засов, разъяренный физрук стал допытываться, кто посмел? На кого первого показали, того, недолго думая, и избил. Инцидент замяли. Родители избитого ученика и теперь, похоже, не собираются "поднимать пыль", просто не знают, как излечить ребенка от постоянных головных болей... Мать забрала из загородного оздоровительного лагеря сына-подростка. Всего в синяках и ссадинах. Весь месяц над ним совершенно безнаказанно издевались сверстники в отряде. Хорошо, что не убили. Чем в это время занимались воспитатели? Личной жизнью. Такая вот сезонная педагогика.

Частенько ребенок оказывается меж двух огней. Вот папа с мамой с огромным трудом запихнули отпрыска в престижную гимназию. Поучился тот с полгода - и выяснилось, что сложную программу не тянет. Администрация говорит, отчислим. А родители - ни за что! Почти год терзали пацана разными тестами. Каждая из противоборствующих сторон доказывала свою правоту. Стенка на стенку, а посередине - ребенок, которого сейчас наблюдает психоневролог. Кто что кому доказал?

Разумеется, это, что называется, из ряда вон выходящие случаи. Не сомневаюсь, подавляющее большинство педагогов умеют уловить грань, отделяющую воспитание от беспредела. Нет смысла драматизировать ситуацию. Также, впрочем, как нет смысла делать вид, будто ровным счетом ничего не происходит. Потому что слишком многое в дальнейшей судьбе маленького человека зависит именно от учителя. Потому что от насилия не застрахованы ни в элитарных учебных заведениях, ни в обычных массовых, ни в мегаполисе, ни на селе. По данным анкетирования, проведенного в Минске городским общественным объединением по предупреждению жестокого обращения с детьми "Дети - не для насилия", около 50 процентов подростков подвергаются телесным наказаниям со стороны родителей, без малого 70 процентов их испытывают оскорбления со стороны сверстников, 77 процентов опрошенных оскорбляют учителя (причем 33 процента школьников заявили, что педагоги применяли физические наказания).

- Поразительно то, что больше половины ребят считает оскорбления со стороны учителей... "воспитательными мерами", а издевательства сверстников оценивает как обычную школьную жизнь, - комментирует эти цифры председатель правления объединения "Дети - не для насилия" Маргарита Пряхина. - Увы, недавний опрос среди подростков подтвердил эти данные. Очень актуальна проблема вымогательства: его жертвами становятся 28 процентов детей, причем треть случаев происходит в стенах школы. Что может в этой ситуации общественная организация? Мы проводим в школах ролевые игры по предупреждению вымогательства и сексуального насилия, учим ребят разрешать конфликты мирным путем, при поддержке городского управления образования готовим трехдневные семинары для социальных педагогов по этой проблеме - они будут проходить в каждом районе Минска. Хотели бы провести тренинги по бесконфликтному общению с учителями-предметниками. В следующем году планируем программу для подростков по предупреждению насилия на стадии свиданий.

- Почти каждый ребенок, с которым мне приходилось общаться или работать, имеет опыт психического или физического насилия в стенах школы со стороны педагогов, - говорит психолог объединения Лариса Мирейчик. - Откуда оно берется? На мой взгляд, все дело в культуре, а точнее, в ее отсутствии у некоторых учителей. Да, я понимаю, труд у них нелегкий, платят мало да дети порой кого угодно способны вывести из равновесия. Но если педагог срывается, начинает оскорблять учеников - это прежде всего нарушение человеческой этики. Я считаю, прежде чем взять в руки указку, человеку стоит задуматься, что, кроме "чистых знаний", ты можешь дать детям, готов ли принимать их такими, какие они есть? То, как к педагогу относятся ученики, это реакция на его отношение к ним. Увы, не все учителя могут найти в себе силы признать собственные ошибки. Так почему бы не обратиться за помощью к специалисту, необязательно школьному? Почему бы не установить в классе или школе "корзину откровений", куда ребята, ставшие свидетелями или жертвами насилия, смогут опускать анонимные записки. Ознакомиться с ними малоприятно, но полезно.

И впрямь, разве не полезно взрослым знать, к примеру, что оскорбление и унижение у большинства детей вызывают отнюдь не желание совершенствоваться, а гнев и ненависть, кое-кто даже готов убить обидчика? Одни хотят исчезнуть, другие - умереть... Знаете, как определяют насилие сами подростки? Как "уничтожение души", как "шрам на всю жизнь", как "манию величия взрослых над их и чужими детьми". Психологи убеждены: так могут говорить только те, кто испытал его на себе.

Надо сказать, насилие в стенах школы - проблема международная. Решить ее пытаются по-разному. В Польше уже не первый год действует институт уполномоченных по правам детей, к которым и апеллируют юные поляки. На кого они чаще всего жалуются? На классных руководителей, учителей математики, физики. Если ребенок изъявил желание, чтобы уполномоченный по правам учащихся (есть и такой!) разобрался, почему, скажем, учитель настаивает на дополнительных платных занятиях, а ученик уверен, что он и без них хорошо знает предмет, - независимого вмешательства не миновать. Не так давно при министерстве образования России появилась "детская общественная приемная". В обязанности сотрудников приемной входит правовая и психологическая помощь школьникам.

Актуальна проблема и для стран дальнего зарубежья. Здесь всерьез обеспокоены нарастающей волной подростковой агрессии и насилия со стороны... детей. Около года назад в Париже прошла первая международная конференция "Насилие в школе и социальная политика", на которой ребром был поставлен вопрос "не переборщили ли мы в деле воспитания с либерализмом?" Министр образования Франции заявил, что необходимо создать новую педагогику, направленную на предупреждение насилия. По его мнению, школа должна воспитывать человека, который свободно владеет родным языком, языком цифр, языком искусства и языком тела. Тогда ему не нужно будет доказывать свою самостоятельность иными способами.

Согласитесь, тут и нам есть над чем подумать. Особенно сейчас - накануне очередной кампании за повышение качества знаний и эффективности воспитательной работы. Есть идея запустить рейтинговую систему, выстроить по образовательному ранжиру учеников, классы, школы, регионы да посмотреть, где лучше учат. Идея сама по себе, может, и неплоха. Но вот сижу, думаю, чем может обернуться нововведение? Не секрет ведь, что качество образования у нас оценивается по количеству усвоенных учеником знаний. Как их станут "втискивать", стремясь повыше подняться в рейтинге?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter