Шпионы вчерашних дней

Мечтой всей его жизни было покончить с самым заклятым своим врагом - Львом Троцким.
Мечтой всей его жизни было покончить с самым заклятым своим врагом - Львом Троцким. И потому в 1939 году "отец мирового пролетариата" Иосиф Сталин приказал своему главному палачу Лаврентию Берии поискать в рядах бойцов НКВД лучших исполнителей для выполнения подобной задачи. Берия долго размышлять не стал: лучше всего для этого подходили "испанские товарищи", закаленные в боях на тайном фронте гражданской войны в Испании.

Не так давно российский еженедельник "МК-Испания", издающийся в Мадриде, опубликовал воспоминания генерала Павла Судоплатова, в которых тот рассказывает, что "священная миссия" ликвидировать Троцкого была доверена женщине-суперагенту, каталонке по национальности, Марии де лас Эрас - подпольная кличка "Ивона Африка" и "товарищ Родина". В конце 30-х годов ей удалось устроиться на работу в секретариат троцкистской организации. Вместе с Троцким она работала в Норвегии, а затем вслед за ним перебралась и в Мексику, постоянно передавая в Москву ценнейшую информацию о деятельности главного врага Сталина. Ивоне Африке даже удалось переслать в центр план дома, в котором Троцкий поселился в Мексике; впоследствии этот план использовала при проведении операции - провалившейся - группа Сиснероса (Игнасио Идальго де Сиснерос - командующий республиканской авиацией Испании).

Мария де лас Эрас уже готовилась убить Льва Троцкого, когда неожиданно вся операция была отменена специальным указанием, поступившим из НКВД. Бывший номер 2 российских спецслужб, работавших в Испании, по кличке "Орлов", прекрасно знакомый с этой женщиной-суперагентом, дезертировал из рядов большевистской партии и укрылся в Соединенных Штатах. Мария была слишком ценным агентом, жизнью которого решили не рисковать, опасаясь возможных откровений Орлова, и потому ее вернули обратно в Москву, где она продолжила свою работу в органах госбезопасности Советского Союза. Умерла она в столице СССР в 1988 году, имея чин полковника КГБ и выполнив во время второй мировой войны и в послевоенные годы сотни спецзаданий - как в России, так и в Латинской Америке.

После провала операции, которую должна была выполнить Мария, Павел Судоплатов (а именно его Берия назначил начальником всей операции) стал искать других испанцев-агентов НКВД, подходящих для выполнения такой важной миссии. В довольно внушительном списке агентов НКВД, испанцев по национальности, значились даже имена двух бывших министров республиканского правительства. Но Берия посоветовал Судоплатову использовать в операции малоизвестных людей. Так что выбор пал на группу "Мать", в состав которой входили Каридад Меркадер и ее сын Рамон. Каридад, несмотря на свое буржуазное происхождение, пользовалась полным доверием. В начале 30-х годов она ушла от своего мужа, решив сражаться в рядах анархистов. Старший ее сын погиб во время гражданской войны в Испании, а младший жил в Советском Союзе. А кроме того, Каридад была любовницей одного из высокопоставленных офицеров НКВД Леонида Эйтингтона, который и занимался обучением матери и сына всем премудростям науки шпионажа.

Группа обосновалась в Париже. Рамон был весьма привлекательным, и ему не доставило особого труда соблазнить молоденькую Сильвию Аргелофф, которая помогла Меркадеру войти в круг троцкистов во Франции. Позднее Рамон вместе с Сильвией, а также и его мать в сопровождении своего любовника переехали в Мексику. У Меркадера был поддельный канадский паспорт на имя Фрэнка Джексона, который ему выдали советские спецслужбы; представлялся Рамон предпринимателем, симпатизирующим Троцкому. В это же самое время НКВД открыл в Нью-Йорке подставную фирму для финансирования всей операции. Молодой "предприниматель" был представлен своей невестой Троцкому и очень тепло принят в его доме; позднее Меркадер, готовясь к убийству личного врага Сталина, неоднократно посещал его.

Оружие убийства было выбрано на небольшом совещании совместно Эйтингтоном, Каридад и Рамоном. Свой выбор они остановили на альпинистском заступе, а мотивом убийства решили сделать, конечно же, личные отношения. В случае задержания Рамону следовало заявить полиции, что Троцкий ставил различные препятствия его отношениям с Сильвией и тратил впустую деньги, которые молодой "предприниматель" выделял троцкистской организации. План был практически идеальным. После тихого убийства Рамон должен был выйти из дома Троцкого и на машине доехать до места, где его будут ждать Каридад и Эйтингтон.

Но операция прошла не совсем так, как предполагалось. 20 августа 1940 года практически за секунду до того момента, как Рамон нанес Троцкому удар, тот успел повернуть голову и умер не сразу, а смог позвать своих телохранителей. Рамон Меркадер умел хорошо обращаться с огнестрельным оружием, но в тот день он оказался недостаточно ловок. Рамон был арестован и приговорен к 20 годам тюремного заключения, но при этом ему на протяжении 6 лет удавалось скрывать свое настоящее имя. Сам Сталин приказал не жалеть денег на его защиту. Имя Меркадера стало известно лишь благодаря донесению отрекшегося от своих убеждений испанского коммуниста, друга матери Рамона Каридад, и работе испанской полиции. Тем не менее Рамон Меркадер так никогда и не признался мексиканским властям, что действовал по заданию советских разведслужб.

Между тем Каридад и ее любовник Эйтингтон скрывались на Кубе, затем в Соединенных Штатах и Китае и только после этого вернулись в мае 1941 года в Москву. За участие в операции Каридад получила высшую награду Советского Союза - орден Ленина.

Меркадер вышел из мексиканской тюрьмы 20 августа 1960 года и приехал в Москву вместе со своей женой Ракелией Мендоса, с которой познакомился во время заключения. По возвращении в столицу СССР Рамон из рук председателя КГБ Шелепина получил Золотую Звезду Героя Советского Союза и орден Ленина. В Москве убийце Троцкого дали квартиру, дачу в Подмосковье (в 30 километрах от столицы - в Кратово) и хорошую пенсию, которая соответствовала пенсии уволенного в запас генерала КГБ. Кроме того, в Москве Меркадер работал в Институте марксизма-ленинизма, а его жена была диктором испанской редакции московского радио. Семья Рамона и Ракелии усыновила двух оставшихся сиротами испанских детей.

Меркадер умер в 1978 году, а до смерти долгое время проработал на Кубе личным советником Фиделя Кастро. На погребальной плите Меркадера стоит его ненастоящее имя Рамон Иванович Лопес и надпись - Герой Советского Союза. На том же самом кладбище "Кунцевское" похоронены и английский разведчик, работавший на Советский Союз, Ким Филби, и полковник Мария де лас Эрас.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter