Через двадцать лет после “Списка Шиндлера” Стивен Спилберг снова снимает в Польше. Для его нового триллера с Томом Хэнксом в главной роли Вроцлав на время превратили в Берлин 1960-х: те же улицы, площади и участки Стены.

Шпиономания как средство

Через двадцать лет после “Списка Шиндлера” Стивен Спилберг снова снимает в Польше. Для его нового триллера с Томом Хэнксом в главной роли Вроцлав на время превратили в Берлин 1960-х: те же улицы, площади и участки Стены. Не последнюю роль сыграет и знаменитый “шпионский” Глиникский мост, соединяющий район Ванзе и Потсдам. Почему “шпионский”? Да потому, что во времена холодной войны этот самый мост как минимум четырежды становился местом обмена осужденными советскими и американскими шпионами (или все-таки разведчиками?). Помните эпизод обмена в “Мертвом сезоне”? Тогда понимаете, о чем я.

Последнее время шпионы все чаще становятся героями новостей, хотя обычно мы узнаем о них только в случае провала. Анализируя череду последних громких историй, задаешься вопросом: это контрразведки стали лучше работать? Или разведка людей подбирает не тех? Или дело в чем-то ином — например, в обострении международной обстановки (да, понимаю, что это словосочетание отдает пропагандой 1980-х, но и размышления о том, что новая холодная война на пороге, примерно из этой же области)? Может быть, все дело в том, что когда исчезает доверие между государствами (а оно ведь практически исчезло, если мы говорим о России и Западе), то совсем не забытая практика холодной войны снова оказывается востребованной? 

Первым был сотрудник эстонской полиции безопасности Эстон Кохвер, задержанный в Пскове, где он занимался “шпионской деятельностью”. Это версия российской стороны, с которой Эстония не согласна: местные спецслужбы говорят, что россияне захватили Кохвера на эстонской стороне, где он боролся с трансграничной группой контрабандистов, которую “крышевали” российские силовики. Еще в России задержан латвийский шпион, действовавший, по его признанию, по заданию спецслужб Латвии, которые, в свою очередь, “действуют под руководством ЦРУ”.

В сети контрразведок попадаются и российские разведчики. В Польше задержаны два человека по подозрению в шпионаже в пользу Москвы. Чешские спецслужбы в своем ежегодном докладе бьют тревогу: страну наводнили шпионы из России и Китая. Приезжают они под видом дипломатов (ну это распространенная в мире практика, ничего особенного), туристов, ученых и предпринимателей. Интересует их в первую очередь экономическая информация, а главной целью является укрепление влияния. “При создании сетей доступа и влияния в Чешской Республике для русских и китайцев особенно важны журналисты, члены парламентских политических партий, государственные чиновники, лоббисты, профессиональные организации, объединения работодателей и работников”, — пишет Информационная служба безопасности. Число российских и китайских шпионов в Чехии контрразведка оценивает как “крайне высокое”.

Когда задумываешься об этой нехарактерной для мирного времени череде шпионских скандалов, то ловишь себя на мысли, что раздувают их в основном политики ради достижения собственных политических и личных целей (что в случае с политиками практически всегда одно и то же).

Недавно в Польше сменился премьер-министр. На место Дональда Туска, возглавившего Европейский совет и отбывшего в Брюссель, пришла Ева Копач, которую многие упрекали в слабости (не женской, но политической). Она тут же воспользовалась историей с разоблаченными российскими шпионами, взяла расследование под личный контроль и доказала избирателям и коллегам (а это даже важнее), что необходимые качества “железной леди” у нее есть. Если же взять Чехию, то доклад контрразведки направлен не только против шпионов с Востока, но и непосредственно против президента Милоша Земана. Документ появился накануне визита чешского руководителя в Пекин, где он не поднимал вопросы прав человека (в чем его позже упрекнул посол США в Чехии Эндрю Шапиро, что характерно), а обсуждал экономические проекты. А после доклада голоса, называющие Земана “агентом Кремля”, стали звучать громче и настойчивее. Ну а как в самой России используется каждый “пойманный шпион”, не мне вам рассказывать: телевизор есть у всех. Бывает, что в Варшаве поднимают голову и любители разыграть белорусскую карту. Но, как правило, эта тема не находит публичных продолжений.

Все это, конечно, попахивает возвращением к практикам холодной войны, от которых мир так долго пытался отойти. Может быть, все же лучше, когда политики занимаются политикой, а разведка — разведкой? Но уж больно велик соблазн слить все это воедино.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter