“Шпальный” район

Для восстановительного ремонта одного километра железной дороги требуется семьсот миллионов рублей и всего шесть часов времени Практически каждый из нас попадал в такую ситуацию: собирался навестить родственников в другом городе или съездить на дачу, приходил на вокзал, а там — объявление. В нем сказано, что электричка отменена, следующая — лишь через два часа... Диспетчер вежливо объясняет, что на линии проводятся ремонтные работы.Что же ремонтируют железнодорожники и насколько это сложно, выяснял корреспондент “НГ”.

Для восстановительного ремонта одного километра железной дороги требуется семьсот миллионов рублей и всего шесть часов времени

Практически каждый из нас попадал в такую ситуацию: собирался навестить родственников в другом городе или съездить на дачу, приходил на вокзал, а там — объявление. В нем сказано, что электричка отменена, следующая — лишь через два часа... Диспетчер вежливо объясняет, что на линии проводятся ремонтные работы.
Что же ремонтируют железнодорожники и насколько это сложно, выяснял корреспондент “НГ”.

Предельная масса
Белорусская железная дорога была построена в 1887 году. С тех пор направление пути практически не менялось: на “железке” лишь проводится ежегодный восстановительный ремонт, а кое-где и реконструкция полотна.
— Каждый год мы должны ремонтировать 175 километров дороги, — говорит заместитель начальника железной дороги Валерий Стромук. — Дело это затратное, в один километр вкладывается более семисот миллионов рублей. Один участок рельса длиной  25 метров стоит две тысячи долларов. Все работы осуществляются за счет Белорусской железной дороги.
Рельсы закупаются в России. Оказывается, что у одного из главных элементов пути очень сложная конструкция, да и заводов по производству рельсов  вообще немного.
Восстановительный ремонт проводится сейчас на перегоне Койданово — Негорелое на Брестском направлении. Пути постепенно изнашиваются, так что на их место должны стать новые. Как узнать, когда пришло время ремонта? У работников железной дороги существует понятие “пропущенный тоннаж”. Это величина нагрузки, которую испытали рельсы. Максимум, который они могут пропустить, — 700 миллионов тонн груза. Это примерно 25 лет эксплуатации. По истечении этого срока и наступает время ремонта.
Восстановление каждого километра дороги занимает шесть часов. Правда, когда перегон будет открыт, для поездов установят ограничение по скорости до 60 километров в час на пять дней.
Шпалоукладчицы остались в прошлом
Еще лет 15 назад ремонтом на железной дороге занимались практически одни женщины. С тех пор многое поменялось...
— Ремонт полностью автоматизирован, — рассказывает Валерий Стромук. — Практически всю работу по замене полотна выполняют машины, а женщин на путях почти нет.
На работах около станции Дзержинск задействованы 30 человек, которые управляют 13 машинами. Этих сил вполне достаточно для того, чтобы завершить ремонт в кратчайшие сроки.
Машины, закупленные в Австрии и России, выполняют самую сложную работу и значительно облегчают труд железнодорожников. В авангарде ремонтного состава идет разборщик-укладчик. Мощными стальными “руками” машина поднимает старые участки полотна длиной в двадцать пять метров и опускает в грузовой поезд. После этого кран укладывает на опустевший участок дороги новенькие рельсы — рабочим остается лишь скрепить место стыка.
— Раньше при каждом ремонте нам приходилось убирать старый щебень и насыпать новый, — говорит Валерий Стромук. — Теперь в распоряжении БЖД специальная щебнеочистительная машина. Она очищает щебень от грязи, скопившейся за время после предыдущего ремонта. Это большая экономия и времени и средств.
После щебнеочистительной машины наступает очередь планировщика-стабилизатора. Гигант обкатывает рельсы, создавая на них нагрузку в 350 тысяч тонн. Затем по участку должен проехать рельсошлифовочный поезд, который уберет все микротрещины, оставшиеся после укладки и обката. Стоимость каждой из таких машин — от 1 до 6 миллионов евро.
— Мы планируем восстановительный ремонт так, чтобы отменять минимум рейсов, — уверяет начальник службы пути БЖД Валерий Рогачев.
Так, в объявлении на станции Дзержинск, через которую проходит перегон, указано, что отменены две электрички, а семь электропоездов прибудут на станцию с опозданием.
Как скоро?
Койданово — Негорелое — не единственный участок пути, на котором в нынешнем году проведут ремонт. На отдельных участках направления Красное —Минск — Брест Белорусская железная дорога проведет ремонтные работы, которые в перспективе позволят повысить скорость движения поездов до 160 километров в час.
Впрочем, так разогнаться поезд может далеко не везде: железная дорога включает в себя множество поворотов, на которых машинисту приходится сбрасывать скорость. Кроме того, скоростные ограничения предусмотрены на стрелочных переводах. А вот на отрезках пути Барановичи — Брест и Орша — Борисов поезда смогут ехать быстрее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter