Шпаковский: провокации отдельных наблюдателей не имеют ничего общего с их обязанностями

Международные нормы, белорусский Избирательный кодекс и методические рекомендации ЦИК направлены на выработку оптимального формата взаимодействия между членами избирательных комиссий и наблюдателями. Тем не менее, поведение некоторых наблюдателей на нынешних парламентских выборах вызывает серьезную настороженность. Об этом заявил порталу sb.by белорусский эксперт, директор неправительственного аналитического центра «Актуальная концепция» Александр Шпаковский.

По словам аналитика, практика показывает, что очень многие наблюдатели крайне слабо подготовлены - как в теоретическом, так и в практическом плане - для осуществления своих функций:

- Они не владеют в полной мере нормативно-правовой базой, не знают своих прав, а зачастую и обязанностей. Кроме того, отдельные наблюдатели изначально провоцируют конфликтные отношения с членами участковых избирательных комиссий: осуществляют фото- и видеофиксацию сотрудников комиссии, размещают впоследствии в сети интернет их личные данные, провоцируют кампанию травли. Это не имеет никакого отношения к обязанности наблюдателя по наблюдению за прозрачностью избирательного процесса и процедуры голосования, более того: это образует состав, в том числе, уголовных и административных деяний. Естественно, подобные действия являются незаконными, а такого рода личности подлежат удалению с территории избирательных участков сотрудниками правоохранительных органов. Возможно даже - с дальнейшим привлечением к ответственности.

Александр Шпаковский обращает внимание на еще один существенный момент:

- Новые методические рекомендации Центризбиркома прямо обязывают председателей участковых избирательных комиссий предоставить наблюдателю возможность визуального наблюдения за процессом подсчета голосов. То есть наблюдатели должны видеть процесс, исходя из этого предусматривается и соответствующая схема рассадки. Но это вовсе не значит, что наблюдатель имеет право подходить к участникам выборов, вмешиваться в их действия, пересчитывать бюллетени, снимать участников избирательного процесса - как избирателей, так и членов избирательной комиссии - на мобильный телефон, а уж тем более сопровождать подобное размещением в источниках открытого доступа с собственными домыслами. Потому что если эти домыслы не подтвердятся впоследствии - путем анализа съемки с видеокамер, свидетельских показаний и изучения других материалов по делу, - возникают все основания для возбуждения в отношение такого наблюдателя производства по статье «Клевета», либо «Оскорбление».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ГОРЯЧАЯ ТЕМА: