Шоу должно продолжаться

Полудетективная ретроспектива фестиваля «Золотой шлягер»
Полудетективная ретроспектива фестиваля «Золотой шлягер»

«СБ» уже рассказывала о нескольких скандалах, связанных с именами Владимира Браиловского и Вячеслава Любинского — художественного руководителя и директора могилевского фестиваля «Золотой шлягер».

Как известно, оба сейчас находятся под следствием и подозреваются в том, что, воспользовавшись служебным положением, присвоили часть бюджетных средств, выделенных на проведение музыкального форума в 2003 году. Казалось бы, говорить больше не о чем — надо дожидаться конца расследования, а затем и суда, который должен вынести свой вердикт. Но есть один момент, который мешает это сделать. Ведь после арестов Браиловского и Любинского «Золотой шлягер» отнюдь не прекратил свое существование. Потому хочется продолжить тему и начать разговор с того, как в дальнейшем оградить популярный фестиваль от присутствия сомнительных дельцов и «грязных» денег.

...В этом году «Золотому шлягеру» исполняется 10 лет. Не буду перечислять длиннющий список выступавших на нем звезд, цитировать многочисленные восхищенные отзывы гостей фестивального Могилева. Остановлюсь лишь на том, что все не особенно афишировалось, оставалось за кадром...

Если не с самого первого, то со второго или третьего «Шлягера» уж точно по Могилеву начали ходить упорные слухи, будто во время фестиваля периодически возникают скандалы, так или иначе связанные с деньгами. Конечно, все можно было бы списать на любовь обывателя к сплетням и мнению, что шоу–бизнес и «черный нал» — понятия неразделимые. Но реальная подоплека для слухов все–таки была. Сотрудники Комитета госконтроля Могилевской области выявили многочисленные нарушения при проведении «Золотого шлягера–99» («СБ» по горячим следам познакомила тогда своих читателей с результатами той проверки). Напомню некоторые факты, обнародованные госконтролерами. Выяснилось, например, что в Могилевской областной филармонии, которой в то время руководил Владимир Браиловский, весьма вольно обращались с фестивальными средствами. За счет денег, выделенных на музыкальный форум, ремонтировалась машина, покупались электрообогреватели, запасные части. Различные сувениры — календари, аудиокассеты, посуда с символикой фестиваля, рекламные пакеты — вручались как гостям и участникам фестиваля, так и вообще неизвестно кому. Вероятно, нужным людям. Причем так и не удалось документально определить точную сумму, на которую выдавались памятные подарки. Пригласительными же билетами буквально разбрасывались. На «Золотом шлягере–99» их было роздано более 2 тысяч! Иными словами, как минимум два фестивальных концерта стали абсолютно бесплатными для зрителей. Но не для бюджета... А вот аккредитованным на «Шлягере» журналистам мест в зале частенько не хватало. Перед началом одного из концертов репортеры из разных стран напрасно пытались прорваться в зрительный зал — места, поначалу выделенные для прессы, оказались заняты. Страсти накалились до предела — еще немного и мог вспыхнуть нешуточный скандал. Нечто подобное произошло и на «Шлягере–2003». Во время торжественного открытия фестиваля оказалось, что присутствие журналистов в зале не предусмотрено. Тех репортеров, которым удалось пробиться на трибуны ледового дворца (в том числе и меня), из зала выводила милиция.

Во время проверки «Шлягера–99» была выявлена и большая недостача — около миллиарда (неденоминированных) рублей. Проштрафившиеся внесли тогда недостающие суммы в кассу филармонии. После проверки несколько сотрудников филармонии были уволены, другие понесли дисциплинарные наказания.

«Шлягер» тускнел с каждым годом... Бюджет фестиваля–2001 был на четверть меньше предыдущего. Потому все грандиозные проекты (а еще летом велись переговоры с Мирей Матье, Адриано Челентано, которые были готовы приехать в Беларусь) так и остались на бумаге. Из–за того, что вовремя не были выделены деньги, организаторы фестиваля не смогли приобрести билеты на поезд для балета телевидения Германии и немецкой певицы Дагмар Фредерик, которые до последнего дня были заявлены в программе «Золотого шлягера».

Нечто странное творилось на «Шлягере» и с выплатой гонораров артистам. Помню, начало концерта, на котором первым номером должна была выступать Надежда Бабкина, все затягивалось. Зрители уже начинали нервничать, не подозревая, что за сценой кипят страсти. Надежда Георгиевна пригрозила, что если сейчас же не получит причитающиеся деньги, то вместо сцены отправится прямо на вокзал. Получила. Многим же известным исполнителям приходилось задерживаться в Могилеве на несколько дней и после окончания «Золотого шлягера» — ждали, когда им соизволят выплатить гонорары. Во время последнего фестиваля победители и лауреаты двух конкурсов — молодых исполнителей и вокально–инструментальных ансамблей — ждали начала церемонии награждения 4 часа. Сначала им говорили, будто не подписаны дипломы. Потом оказалось, что с дипломами все в порядке. А вот призовых денег нет — их в тот момент в спешном порядке собирали по... обменным пунктам.

Большую часть фестивалей единолично возглавлял директор областной филармонии композитор Владимир Браиловский — был и художественным руководителем, и директором «Золотого шлягера». Иными словами, отвечал как за творческую составляющую, так и за финансы. Но после проверок КГК было принято решение отстранить Владимира Вениаминовича от распоряжения средствами и создать для этого отдельную структуру — дирекцию фестиваля, которую возглавил Вячеслав Любинский. Внешне отношения между ними были натянутыми. Во время одного из концертов, когда я находился за кулисами, ко мне подсел Любинский и шутя попросил помочь ему устроиться на работу в «СБ» — дескать, такое можно рассказать! Увидев же включенный диктофон, Вячеслав Иванович предпочел замолчать. Не единожды ко мне подходил и Владимир Браиловский. Каждый раз намекал, что неплохо было бы написать о том, как ухудшился «Шлягер» после создания дирекции и появления еще одного руководителя.

После ареста сначала Браиловского, а потом и Любинского по Могилеву поползли слухи, будто «Золотой шлягер» окончательно ушел в историю — организовывать–то его теперь вроде как некому. Но это предположение опроверг в беседе со мной начальник областного управления культуры Анатолий Синковец.

«Было бы непростительным, — говорит Анатолий Анатольевич, — потерять такой музыкальный праздник, ставший своего рода визитной карточкой страны. Поэтому фестиваль мы проводить будем обязательно». Что ж, ставим пока многоточие... Будем ждать окончания следствия, суда. А еще больше — очередного «Золотого шлягера». Праздника хочется!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter