Шоппинг в штрихах

Повсеместное штриховое кодирование товаров могло бы избавить нас от больших очередей в магазинахВ одном крупном столичном магазине, на кассах которого цена товаров считывается сканерами со штрихкодов, компьютеры с завидным постоянством отказывались “читать” информацию со штрихкодов тех или иных товаров, из-за чего кассирам приходилось вручную вводить цифровое значение кода, чтобы “пробить” покупку. Как выяснилось, виновниками сбоев частично были сами производители или поставщики этих товаров.

В нашей стране уже больше года действует постановление правительства, обязывающее предприятия и частых предпринимателей, которые производят или продают в Беларуси свои товары, маркировать их штрихкодами. Сделано это было для того, чтобы подстегнуть торговую систему придерживаться правил, по которым живет весь цивилизованный мир. Да и покупателям это сулило избавление от очередей в кассах: расчет по штрихкодам происходит значительно быстрее. Однако нашлись те, кто понял идею превратно и решил просто “откреститься” от нововведения: взяли и наклеили на свои товары “липовые” штрихкоды, которые, естественно, в общую систему занесены не были. И таких случаев предостаточно. Здесь у простых покупателей возникает резонный вопрос: чем может для них обернуться фальсификация штрихкодов? Чтобы ответить на него, а заодно разобраться, что “скрывает” штрихкод, “НГ” обратилась к специалистам.

Охота на подделку
Составить фальшивый штрихкод, который имел бы логичный набор цифр, сегодня не составит особого труда — достаточно купить простенькую компьютерную программу. Однако рано или поздно такие фальсификации все равно вычисляются. Представим, что некая фирма с помощью такой программы “придумала” своему товару штрихкод, который, естественно, в общий каталог внесен не был. Но обязательно наступит момент, когда этот же код присвоят другому товару в официальном порядке: вот тогда, как в описанном выше случае, в магазине при сканировании фальшивого штрихкода компьютер и заметит нестыковку. Но такая фальсификация никакой опасности для простых покупателей не несет, так как “предназначается” она для обмана торговых объектов.
— Многие ошибочно считают, что штрихкод служит для того, чтобы покупатель мог определить, в какой стране был изготовлен товар, — пояснил заместитель начальника управления организации торговли и услуг Министерства торговли Андрей Новиков. — Однако главная его функция — ускорить процесс товарооборота.
Практичный интерес
Тем не менее определенную долю полезной для себя информации простой покупатель из штрихкода сможет “выудить”. Первые три цифры кода указывают страну, в которой зарегистрирован товар. Но это вовсе не означает, что предприятие, производящее эту продукцию, находится в “закодированной” стране. Например, код Беларуси — 481. И если вы в магазине купите чай, который, как написано на упаковке, изготовлен в Шри-Ланке, но при этом первые три цифры штрихкода будут 481, это не будет означать, что перед вами контрафакт. Возможно, этот чай был изготовлен в Шри-Ланке, а расфасован на территории нашей страны. Напиток, и произведенный, и расфасованный в Шри-Ланке, будет иметь надпись на упаковке “Sri Lanka” и штрихкод, начинающийся на 479 (код Шри-Ланки).
Однако бывают и исключения: например, не стоит сразу подозревать в подделке английскую рубашку, на упаковке которой стоит штрихкод Великобритании и рядом фраза “Made in China”. Возможно, в Китае по английской лицензии производится одежда этой фирмы.
Кстати, с неверным пониманием системы кодирования связана одна любопытная история, произошедшая в нашей стране. Белорусская организация по лицензии французской фирмы выпускала парфюмерию. При этом, как позволяют правила кодирования, на упаковках ставился штрихкод Франции, но указывалось, что товар произведен в Беларуси. В конце концов фирме пришлось заменить французский штрихкод на белорусский, потому что покупатели, не удосуживаясь прочесть строчку “сделано по лицензии...”, считали парфюмерию подделкой.
Настораживающая пустота
Но есть в искусстве “чтения” штрихкодов момент, который должен насторожить покупателя, — это полное отсутствие кода на товаре. Кстати, в Европе сегодня ни один магазин не примет на реализацию не закодированный штрихами товар. Просто потому, что его невозможно будет продать. В Беларуси такие принципы тоже постепенно набирают популярность, однако пока только в крупных торговых объектах. Представьте, например, сколько бы тянулся процесс расчета в кассах гипермаркетов, если бы кассирам приходилось держать в голове и вручную набирать коды всех товаров.
— По штрихкодам отслеживают количество того или иного товара на складе, контролируют его срок годности и смотрят, какую продукцию следует дозаказать, — рассказали в отделе маркетинга гипермаркета “BIGZZ”. — А при широком ассортименте качественная работа без штрихкодов просто невозможна.
— Игнорирование штрихового кодирования может служить сигналом того, что вы имеете дело с несерьезным производителем или поставщиком, — считает Андрей Новиков. — Если производитель сэкономил на такой “мелочи”, как штрихкод, то кто даст гарантию, что он не сэкономил на контроле качества своего товара или на хорошей упаковке?
Правда, здесь следует иметь в виду, что есть товары, штрихкод на которых не является обязательным. Например, такому кодированию могут не подвергаться те продукты, на которые просто невозможно нанести штрихкод (неупакованные вещи и т.д.), или ювелирные украшения.

Штрихкод шагает по стране
Получается, что штриховое кодирование нельзя использовать в качестве полноценной защиты от подделки, однако его ценность от этого не уменьшается. Что-что, а скорость обслуживания покупателей на кассе напрямую зависит от того, имеет ли кассир возможность считывать цену о товаре со штрихкода.
Но в нашей стране воспользоваться такой возможностью сканеров можно далеко не везде: по данными Министерства торговли, сейчас не многим более 300 из более 29 тысяч магазинов оснащены системами, позволяющими считывать штрихкоды с товаров. При этом практически треть из них находится в столице. Почему так мало? Все просто: оснащение магазина системой для работы со штрихкодами — удовольствие не из дешевых, а на периферии такое вложение денег будет просто нерентабельно. Но рано или поздно мы к этому придем.

Учиться и еще раз учиться...

То, что многие отечественные производители пока плохо понимают предназначение штрихкодов, чем усложняют наш ежедневный шоппинг, пока заметно даже невооруженным глазом.
Один из ярких примеров глупости заключается в том, что производители, “заштриховывая” свой товар, могут дать нескольким похожим наименованиям один штрихкод. Но даже у трех одинаковых фломастеров, которые различаются только по цвету, должны быть разные кодировки — ведь цена может зависеть и от такой “маленькой” особенности, как тон.
Еще одна популярная ошибка — размещение штрихкода “где попало”, особенно если речь идет об обертке. Тогда кассирам приходится едва не распаковывать вашу покупку, чтобы вытащить наружу размещенный в неудобном месте штрихкод. Такую картину часто можно увидеть, когда через сканер приходится “проводить” сырки, творог, масло и прочую упакованную в обертки продукцию.

Штрихкоды некоторых стран

Именно по первым трем цифрам штрихкода можно определить код страны, в которой зарегистрирован товар. Их мы и приводим.
США 000—139
Франция 300—379
Германия 400—440
Япония 450—459
 490—499
Россия 460—469
Латвия 475
Литва 477
Беларусь 481
Украина 482
Великобритания 500—509
Ирландия 539
Бельгия и Люксембург 540—549
Польша 590
Китай 690—695
Канада 754—755
Швейцария 760—769
Италия 800—839
Испания 840—849
Куба 850
Чехия 859
Турция 869
Индия 890


 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter