Шопинг по-деревенски

В странах-соседках появляется все больше деревень, где магазины превращаются в небольшие культурные центры. Тут тебе и библиотека, и столики для чаепитий, и удобная стоянка для машин, и детские площадки, и товарное разнообразие на прилавках... Большинство же эпитетов, адресованных нашим сельским магазинам, трудно назвать приятными. Кто-то жалуется на узкий ассортимент, кому-то справедливо не нравится интерьер ветшающих зданий. Причем больше всего претензий к торговым точкам, расположенным в глубинке — вдали от крупных населенных пунктов и автомобильных дорог. Чтобы выяснить, почему в белорусских деревнях нет шопоголиков и что мешает нашим сельмагам стать полноценными торговыми точками, корреспонденты “НГ” побывали в некоторых районах страны.

Где носки популярнее помады?


Для начала заглянули в магазин деревни Юрковичи Логойского района. Расположение района недалеко от столицы должно было сказаться и на местном сельском уровне. Но небольшой кирпичный магазинчик не отличался по внешнему виду от тысячи других сельских магазинов — ни яркой вывески, ни палисадника с цветами. Внутри тоже без излишеств: потрепанные витрины, старые полки. Здание уже давно требует ремонта. Но, несмотря на непрезентабельный вид, деревенская шоп-точка порадовала богатым ассортиментом. Сыры, колбасы, крабовые палочки, крупы, молочные продукты, овощи, фрукты, пирожные, конфеты — разнообразие, почти как в столичном магазине. Правда, витрины с промышленными товарами выглядели бледнее. В магазине можно купить и нитки с иголками, и лампочки, и белье, и чайные наборы, и тетради, и краски, и гели-шампуни, и даже лопату с ведром... А вот товаров для женщин в достатке нет: на полках мы так и не нашли ни кремов для лица, ни лака для ногтей, ни теней. И как обходятся без всего этого местные модницы?
— Есть ассортиментный перечень, которого я строго придерживаюсь, — объясняет продавец, а по совместительству и заведующая магазином Галина Мороз. — В магазине есть все необходимые согласно этому перечню товары. Кроме того, я стараюсь, чтобы на прилавках всегда была та продукция, которая пользуются покупательским спросом. Самая ходовая — мужские носки, одеколоны, мыло, зубная паста и стиральные порошки, которых у меня 14 видов от самых дешевых до самых дорогих.

Магазинную “моду” диктует возраст


А вот тоники-лосьоны в деревне не идут — своеобразная возрастная дискриминация, если хотите. Да-да, оказалось, что именно средний возраст местных жителей становится причиной того, что в ином сельмаге необходимых любой современной женщине “бытовых мелочей” днем с огнем не сыщешь. У нас есть множество деревень, где живут сплошь одни старики. В тех же Юрковичах тоже немного молодых семей — и те в основном ездят отовариваться в город. Поэтому магазин и заказывает косметику только к праздникам. Но если людям что-то нужно, они всегда могут сделать предварительный заказ. По заявке сельчанам привозят строительные материалы, холодильники, стиральные машины, причем все эти товары можно приобрести в кредит.
— В основном я отовариваюсь в местном магазине, — оценил удобство шопинга в условиях белорусской деревни местный житель Олег Анискович. — Раньше здесь ассортимент был скудным, а теперь выбор почти как в городе. Но есть и свои проблемы. Например, всю продукцию завозят в небольшом количестве, особенно это касается непродовольственных товаров. Поэтому за крупными покупками иногда выбираюсь в Минск. Скажем, одежду у нас в деревне не купишь — на выбор только пару маек. А мелочевку покупаю здесь. В нашем магазине, конечно, цены немного выше, чем в столице. Но если ехать, к примеру, за лампочками или чистящими средствами в Минск, все равно внакладе останешься — на дорогу больше потратишь.


Едим белорусское, а одеваемся — в китайское


Деревня Нарочь хоть и находится гораздо дальше от столицы, в Мядельском районе, но жизнь здесь бьет ключом: само село большое, есть школа и ряд магазинов на центральной площади. Но местные жители все равно с охотой ходят на “стихийный рынок”, который несколько лет назад по собственной инициативе организовали здесь “челноки”. Каждую пятницу они приезжают сюда со своими палатками и почти до вечера ведут бойкую торговлю. Такого выбора одежды, косметики, обуви, товаров для дома в местных магазинах все равно нет.
— В основном, конечно, это китайский ширпотреб, зато всегда есть из чего выбрать, поэтому людей здесь каждый раз много, — говорит Регина Балаш, которая живет в соседнем курортном поселке, но на работу и за покупками приезжает в деревню. — А недавно для торговцев специально сделали дополнительный крытый павильон, поэтому сейчас на рынке можно купить не только вещи, но и мясо, сладости, фрукты. По качеству и ассортименту некоторых товаров магазины проигрывают, поэтому люди охотно отовариваются и на рынке. А в нашем курортном поселке выбор непродовольственных изделий вообще скудный, так что приезжаем сюда.
Единственное, на что пожаловались местные жители: белорусских товаров маловато. Да, есть оршанский лен, отечественный бельевой трикотаж, косметика и обувь, но только привозят их не сами предприятия, а перекупщики. Из-за этого и выбор невелик, и цены побольше. Почему “челноки” не ленятся колесить со своими палатками по селам, а наши предприятия таких разъездов не устраивают, деревенские жители понять не могут. Спрос-то есть. Это недоумение мы адресовали Беллегпрому.
“Отечественные производители время от времени тоже выезжают с торговлей по городам и весям”, — ответили нам специалисты концерна. В качестве примера привели “Элему”. В период зимних праздников даже такое крупное и успешное предприятие не усидело на месте и отправилось со своими изделиями по небольшим населенным пунктам. Хотя, по сути, считают в концерне, каждый должен заниматься своим делом: производители — выпускать качественную продукцию, а торговля — ее продавать.


На автолавке 300 рублей не сэкономишь!


В Белкоопсоюзе, который на сегодняшний момент является главным держателем торговых точек в деревнях, нам сообщили: сегодня в ведении союза находятся 10,5 тысячи магазинов, 23 из них работают круглосуточно. А на вопрос, почему же возникают проблемы с покупкой некоторых нужных товаров, ответили, что сельские магазины и не могут иметь полный ассортимент. Крупногабаритные, технически сложные товары доставляются на село по заказам жителей.
Кстати, в Беларуси 14 тысяч населенных пунктов, в которых вообще нет никакой стационарной торговли. Из них 9 тысяч обслуживаются через сеть автомагазинов. Остальные находятся на уровне так называемой пешеходной доступности, то есть на расстоянии 1,5 км от магазина.
— К нам автолавка приезжает, но там все дорогое, импортное, — поделилась наблюдениями жительница деревни Юрковичи Логойского района Матрена Меркулова. — Поэтому я в основном за покупками прихожу в сельский магазин. Скажем, в автолавке хлеб стоит 1600 рублей, а в магазине — 1300. Получается 300 рублей экономии.

Привезем хоть лейку, хоть мопед...


К счастью сельчан, интерес к деревенской торговле стал расти в последнее время со стороны разных организаций. Например, продажей активно занялась почта. Для жителей небольших деревенек, где есть проблемы то с выбором, то с наличием, то с ценами на товары, это тоже подспорье.
— Если человеку нужны, скажем, резиновые сапоги, лейка или зубная паста, а в продаже в этот момент их нет, он всегда может оставить свою заявку, — продемонстрировал возможности почты начальник РУПСа г.п.Большая Берестовица Гродненского филиала РУП “Белпочта” Сергей Ловягин. — Сельское отделение почтовой связи с нами связывается, передает все заявки, и, если на складе этот товар есть, на следующее утро мы его отправим.
К примеру, за месяц в Большую Берестовицу из 15 сельских отделений связи поступили заявки от 140 человек. Основная часть заказов — на продукты питания. Почта хоть и не магазин, но имеет право торговать нескоропортящимися продуктами: крупами, сахаром, макаронами. Мало того, что их стоимость оказывается ниже, чем в магазине, так почтальон с оказией может доставить их прямо на дом. И при этом не берет ни копейки за свои услуги. С наступлением весны сельчане стали чаще заказывать товары садово-огородного назначения.
— Мы и велосипеды привозим, если просят. А как-то заказали мопед, — вспоминают сотрудники РУПСа. — Раньше неплохо шла торговля по каталогам сложнобытовой техники от наших отечественных предприятий — “Горизонта”, “Атланта”, “Белвара”. Ведь сельчанам не меньше горожан нужны холодильники и телевизоры. Но с тех пор, как взять кредит стало сложнее, технику почти не заказывают.
Лежат во всех отделениях связи и немецкие каталоги товаров. Правда, “Белпочта” к этой торговле не имеет никакого отношения. Ее дело — переслать посылку с вещами, а принимает заказы совершенно другая организация. Каталоги предлагают все, что нужно для хорошей жизни, — одежду, обувь, товары для дома. Но сельчанам цены в евро, указанные напротив красивых картинок, кажутся уж слишком кусачими. Так что у белорусских производителей по-прежнему есть отличный шанс громко заявить о себе в белорусском селе. В конце концов, все самые именитые европейские брэнды прославились именно за счет того, что их производители не поленились заняться фирменной торговлей и самостоятельно пойти со своим товаром в народ. И в китайской антикризисной программе ставка сделана на сельского покупателя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter