Шоколадные условия

...созданы в стране для индивидуальных предпринимателей-экспортеров.

Шоколадные условия созданы в стране для индивидуальных предпринимателей-экспортеров. Воспользуются ли они ими?

Налоговую нагрузку не то что уменьшить, а вообще собираются убрать: оставить только торговый сбор. В спешном порядке создали инфраструктуру для снабжения отечественными товарами частного бизнеса. В том числе и для продвижения родной продукции на отечественных рынках. Правда, прогнозы начальника Департамента по предпринимательству Министерства экономики Александра Лихачевского относительно эффективности этих мер осторожные. Мол, статистика в будущем покажет, помогли эти инициативы разгрузке складов или нет. Впрочем, налоговые льготы всегда приносят хоть небольшой, но положительный результат. Однако справиться с накопленными запасами белорусским коммерсантам навряд ли под силу. Пора звать на подмогу бизнес из соседних государств…

Торговый микробизнес в республике никогда не отличался прозрачностью. Поэтому его реакция редко предсказуема. Как оценить потенциальный интерес ИП к реализации отечественных товаров, когда остается тайной за семью печатями их норма прибыли от продажи импорта?! Да, предприниматели получили немало льгот и преференций, но достаточно ли их, чтобы «перебить» доходность иностранных товаров?! Да и традиции в торговой отрасли сложились определенные: белорусские товары крупных производителей (у них-то сегодня и возникают проблемы со сбытом) обычно широко представлены в магазинах, иностранная продукция и товары небольших частных компаний — на рынках. Смогут ли ипэшники даже с налоговыми льготами конкурировать со стационарными торговыми точками в городах и магазинами Белкоопсоюза в сельских населенных пунктах? Не все так однозначно.

Да и станет ли панацеей внутренний рынок? Ведь его возможности ограничены спросом и, что самое главное, толщиной кошелька потребителей. По данным статистики, продукции на складах накопилось на 6–7 триллионов рублей. И немалая часть этой суммы приходится на потребительские товары. Совокупные же доходы белорусов в месяц составляют около 7 триллионов рублей. Причем на потребительские нужды тратится чуть более 74% указанных ресурсов, из них 23% уходит на оплату услуг. Товарному рынку остается около 4 триллионов рублей. Вроде бы цифра сопоставима с объемами запасов. Но, во-первых, промышленность продолжает работать. Даже при небольшой отрицательной динамике роста производства в среднем выпускается на 2,2 триллиона рублей потребительских товаров. Во-вторых, существует импорт, на который в месяц уходит, как минимум, 800–900 миллиардов. К тому же, цена на складе и на торговой полке отличается как минимум процентов на 15–20%, а то и на все 30%. Другими словами, даже если полностью исключить иностранную продукцию из своего рациона и гардероба, то ежемесячно всей страной можно уменьшать запасы готовой продукции максимум на 200–300 миллионов рублей.

Остается надежда, что мелким предпринимателям удастся прорваться на соседние рынки. Бизнес всегда отличался мобильностью и умением искать лазейки. Да и налоговые условия создали шоколадные. Разве что не доплачивают за реализацию товаров за границу. Но ждут ли в той же России наших реализаторов? Потребительский рынок «просел» и у соседей, и появлению белорусских собратьев мало кто обрадуется. Не думаю, что ипэшников-продавцов радостно встретят на тех же московских рынках. Конечно, в Беларуси для коммерсантов-экспортеров за счет налоговых каникул создали запас конкурентоспособности на соседних рынках. Но во-первых, и соседи либерализируют законодательство для малого предпринимательства по полной программе. А во-вторых, у торговцев-»аборигенов» всегда остается старый излюбленный способ борьбы за выживание — административный ресурс. В него необязательно включать высшие эшелоны власти, хватит власти мелких чиновников на местах, чтобы «выдавить» белорусов с торговых мест.

Думаю, разгрузить склады предприниматели способны. Но более оперативно это смогут сделать не отечественные коммерсанты, а иностранные. Чем их заманить в республику, чтобы приобретали наши товары и везли к себе на родину? Полагаю, стоит изучить опыт российского Черкизовского рынка. Несмотря на грязь, антисанитарию, толпы рабочих-нелегалов что-то привлекало в этот клондайк торговли и российских, и белорусских мелкооптовых коммерсантов-покупателей. Наверное, широчайший ассортимент продукции, разнообразный и по цене, и по качеству, и по стране происхождения. Второй немаловажный плюс — быстрота оформления сделок: ни тебе договоров, ни печатей, ни товарно-транспортных накладных. Выбрал, в тюк скрутил, расплатился наличными деньгами…

Процесс приобретения товара упростился и на белорусских крупных оптовых базах: оплата принимается как по безналу, так и шуршащими купюрами. Но пока центры такой демократичной торговли «по-крупному» сконцентрированы в Минске. Правда, соответствующая работа ведется и в областях. Но поедет ли в эти города российский предприниматель?! Не лучше ли приблизить к потенциальному потребителю мелкооптовые склады, развернуть торговлю где-нибудь рядом с границей. Таким маневром хотя бы частично удалось закрепиться в приграничных российских регионах, переориентировав местных предпринимателей на закупку продукции для торговли на белорусской территории. Конечно, в приграничной полосе навряд ли найдется соответствующее помещение. Но возвести ангары нужной конфигурации из металлоконструкций сегодня дело 2–3 месяцев. Возможно, уже пора приниматься за строительство. Мировая экономика рвется вперед, но никак не может вырваться из рецессии. Значит, эпоха оригинальных и нетрадиционных решений по сбыту продукции еще не закончилась. Кстати, в России и в лучшие времена ощущался значительный «недобор» по производству потребительских товаров. Не раз и не два за этот показатель руководители России давали нагоняй министрам и крупным бизнесменам. Стоит воспользоваться моментом и восполнить этот пробел…

На снимке: торговые ряды на Червенском рынке г. Минска.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter