Источник: Знамя юности
Знамя юности

Афганская война в воспоминаниях воина-интернационалиста Валерия Цапкова

Шоколадная медаль майора Цапкова

– Ох, я разорюсь на этой бумаге! – Валерий Цапков отрывается от очередной картины, откладывая лист в сторону. Теперь он еще и художник. Это к тому, что уже писатель, блогер, журналист, майор запаса, воин-интернационалист. Человек-палитра, которому годы Афгана дали повод для творчества. А еще научили выживать самому и не дать погибнуть другим.

Валерий Цапков

Не вместе, а вместо

Знаю многих афганцев, которые говорят, что сами рвались на войну. Валерий признается: попал туда случайно. Не стремился, но и не отказывался. Это один из его жизненных принципов:

– Один из заветов отца, который тоже был офицером: не напрашивайся и не отказывайся. Я так и иду по жизни. В 1984 году служил замполитом роты в учебной дивизии ВДВ в Литве. У меня был знакомый, чья фамилия отличалась от моей на две буквы. Он хотел попасть в Афганистан и взял меня на беседу к начальнику политотдела за компанию. Для смелости. Я постоял рядом. А через две недели меня вызывает замполит дивизии и говорит: «Вы просились в Афганистан? Вот, срочно убывайте в отпуск, а потом – отправляетесь». Он нас двоих запомнил, а фамилии были похожи. Вот я и полетел.

Кабул днем и ночью

Служить Валерию пришлось в столице Афганистана, в Кабуле. Два с лишним года. Его подразделение охраняло президентский дворец. Советские десантники обеспечивали безопасность руководства страны и порядок в городе вместе с афганскими силовиками.

Кабул днем. На дорогах – толчея от гражданской и военной техники, ослы и верблюды, изредка караван слонов. А еще – ДТП и разборки с местным населением. Свои среди чужих и чужие среди своих. Война и мир в одном городе. Тут, продолжает Валерий, далеко не все вопросы можно было решить силой. Поневоле станешь дипломатом:

– Я стоял в патруле в индусском квартале. Следил, чтобы советские машины не останавливались на «шопинг». Через какое-то время ко мне подошли местные торговцы и предложили бакшиш (взятку), если чуть-чуть прикрою глаза. У них барышей нет. Я предложил им продать лавки и пойти на завод. Они ретировались, а потом позвонили в комендатуру, сказав, мол, начальник патруля патроны продает населению. Ко мне тут же приехал с проверкой заместитель коменданта Кабула. Патроны, конечно, оказались на месте, но за недипломатичность меня перевели на другой пост.

Cоветские десантники, охранявшие дворец президента

Кабул ночью. Майор запаса описывает его так. Восточный город в горах, окруженный заставами. На горе – телевышка и прожектор, высвечивающий места обстрелов, которые были почти каждую ночь. Население – под миллион. Но кто ж его считал в годы вой­ны? Город переполнен людьми с оружием. Вокруг – заставы, но при желании, продолжает Валерий, пройти их можно:

– В патруле – боевая машина десанта. В экипаже – я, два солдата-стрелка, наводчик и механик-водитель. Вооружены автоматами, пулеметом и пушкой. Афганским спецслужбам и милиции было спокойнее, когда они знали, что на перекрестке в соседнем квартале дежурим мы.

Ух ты… Затрещало!

За пределы Кабула лейтенант Цапков выезжал в составе колонн, которые отправлялись на границу с СССР за амуницией, боеприпасами, колючей проволокой и другой матбазой. Колонны по афганским дорогам шли практически одна за другой. Боевое крещение офицер получил именно там:

– Возвращались обратно. Дорога, ущелье, речка, склон другой стороны. Духи открыли по колонне огонь. Но в силу возраста (что там мне было, 24 года!) воспринималось это не только со страхом, но даже с интересом. Летят пули, а ты испытываешь щенячий восторг: «Ух ты! Как интересно». Еще и фотографировать все это успевал.

Валерий Цапков в Афганистане

Удивительный фатализм. Слышал подобное не раз от многих ветеранов Афганистана. Это притом что смерть на самом деле ходила рядом с каждым:

– 15 километров от Кабула. Впереди едет машина с боеприпасами. Сзади – наша. Небольшой ручеек. Грунт оказался слабым. Грузовик накренился и застрял. Ничего особенного, не считая того, что «Урал» не доехал пару метров до мины. Разнесло бы его, разнесло бы и нас.

Первое разочарование

Нет. Не в службе. Огорчился молодой офицер, увидев… реку Кабул. Валерий еще со школы знал стих «Брод на реке Кабул», одного из своих любимых литераторов, Редьярда Киплинга, наизусть. Причем в оригинале. Романтизированные представления об Афганистане отчасти складывалось у него по произведениям классика. И вот:

– В произведении описано, как несчастные британские солдаты тонут во время ночной переправы через бурлящий Кабул, где течение волны гонит, где бьются кони… И я вижу тоненькую, грязную вонючую речечку, какие-то овцы пасутся. Думаю, как мог Киплинг это все воспеть?

Садись! Пиши, рисуй

Афган – позади. Валерий взялся за перо. Вернее, сел за пишущую машинку, которая была в роте, в учебной дивизии. Решил освещать афганскую тему. Составил из эпизодов реальной жизни «за речкой» выдуманную историю и назвал ее «Шоколадная медаль»:

– Тот, кто будет читать, получит представление: что было во дворце, в городе, в горах, на базах, как обстояли дела с преступностью. За каждым абзацем – подлинная история.

В 1990-х годах книгу не издали. Попросили развить тему в подробностях. Писатель признается: поленился. И в нулевых текст появился сначала в газете «Брестский курьер», где Валерий работал журналистом, а потом в сети.

Сейчас Валерий готовит продолжение книги. И для этого научился… рисовать, чтобы дополнить текст авторскими иллюстрациями. Герои первой части в 1990-е годы, которые когда-то воевали с афганской оппозицией, будут помогать вчерашним врагам с контрабандой изумрудов в Европу. На эти деньги они скупают оружие и переправляют его в Афганистан…

P.S.

Наша беседа длилась более часа. Конечно, все воспоминания Валерия в текст не вошли. Но пытливые умы могут перейти на его авторскую страничку и там прочесть некоторые мемуары. Там же размещен и роман «Шоколадная медаль».

mityakov@sb.by

Фото из архива Валерия Цапкова.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter