Шок и сюрпризы «Белой Вежи»

Даже  на  пресс-конференциях  здесь  разгораются  нешуточные  споры

Даже  на  пресс-конференциях  здесь  разгораются  нешуточные  споры

Минувшее воскресенье стало, пожалуй, самым насыщенным и продолжительным днем  международного театрального фестиваля «Белая Вежа» за всю его одиннадцатилетнюю историю. В разных концах города над Бугом состоялось восемь театральных представлений. А открыл накануне, в пятницу, этот праздник, посвященный в нынешнем году десятилетию союзной российско-белорусской государственности, Рижский театр русской драмы. 

Предоставив латвийским актерам это право, организаторы XI фестиваля отступили от установившейся традиции открывать его постановками обладателей предыдущих Гран-при. На X юбилейном форуме в Бресте такая награда никому не вручалась, так как он собрал лауреатов «Белой Вежи» всех лет. Поэтому на этот раз логика выбора была обусловлена тем, что рижане закрывали предыдущий фестиваль в Бресте. Тогда они показали сложную и захватывающую в психологическом отношении пьесу известного американского драматурга Эдварда Олби «Не боюсь Вирджинии Вульф», поставленную в шестидесятых годах минувшего века и вызвавшую в театральном мире большую дискуссию. Нынче брестскому зрителю со сцены местного драмтеатра они прочли пьесу Николая Островского «Правда – хорошо, а счастье — лучше». Стилистическая разнополюсность этих спектаклей гостей из Риги на нынешнем и предыдущем празднике сразу же подчеркнула его общую фестивальную идею. Собрав в Бресте в основном русскоязычные театры со всего мира, по замыслу организаторов, он должен затронуть тему  влияния русского театра на сегодняшнее мировое развитие искусства Мельпомены. 

Просмотр пьесы Островского только укрепил в сознании зрителей убеждение, что влияние это до сих пор остается незыблемым. Но убедил в этом на этот раз больше талант проницательного классика российской драматургии, чем вышедшие на сцену актеры. К сожалению, полюбившиеся  брестским поклонникам частые гости «Белой Вежи» из Риги известную мелодраму представили по-классически хрестоматийно. Безупречная игра всех актеров, даже помноженная на авторское мироощущение неувядаемого Островского, в целом не задала фестивалю тон новаторства и эксперимента, которым он отличился за свою десятилетнюю историю. Примерно то же можно было сказать и о воскресном спектакле Русского камерного театра из Софии, показавшего пьесу Владимира Сологуба «Беда от щедрого сердца». 

С такой точкой зрения категорически не согласился автор идеи проведения  «Белой Вежи» директор Брестского драмтеатра Александр Козак. По его мнению, незыблемое следование классическим театральным традициям тоже может оригинально отражать своеобразие сценического лица. Что и подтвердила воскресным вечером постановка спектакля «Горе от ума» в исполнении артистов Белгородского государственного академического драмтеатра имени Щепкина. Рифмованных слов из бессмертной комедии Александра Грибоедова не переиначишь и ничего не добавишь. Тем не менее российские актеры своей игрой еще раз заставили зрителей пристальней всмотреться в образы персонажей уникальной пьесы и задуматься над тем, кто же правит бал в нашей жизни —  усидчивые молчалины или неугомонные чацкие? 

А вот игра актеров Волынского областного украинского музыкально-драматического театра имени Шевченко из Луцка некоторых зрителей в отдельных сценах довела до состояния, близкого к шоку. «Такого толкования пьесы «Укрощение строптивой» не пережил бы даже сам Шекспир,» — говорили многие из них после спектакля. 

Если традиции русского театра, обрамленные украинским орнаментом, в этой постановке были налицо, то в спектакле «Кухонная драма» известного польского драматурга Станислава Виткевича, поставленного Театром имени Войцеха Богуславсокго из польского города Калиш, спрятаны очень глубоко и связаны с такими именами, как Достоевский, Фрейд. Спор о том, созидателен ли этот спектакль, посвященный сложным взаимоотношениям матери и сына, или разрушителен, разгорелся на пресс-конференции, состоявшейся на другой день после его просмотра. 

А далекие от споров критиков зрители в минувшие выходные жили атмосферой театрального  праздника. Даже взрослые в субботу постарались попасть на детский кукольный спектакль «По щучьему велению» в исполнении артистов знаменитого театра кукол имени Образцова из Москвы. Действо юмористической кукольной постановки «Пусть живет Панч» театра из польского Белостока с участием людей и кукол развернулось в ресторане «Брест». Вечерами в субботу и воскресенье, не приобретая билетов в кассе, все желающие смогли стать зрителями уличных феерических спектаклей на центральной площади города в исполнении актеров «Театра «А» из Польши и театра «Ин Жест» из Минска. 

Фестиваль «Белая Вежа» продлится до конца нынешней недели и еще преподнесет его жителям и гостям немало сюрпризов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter