Шок и шорох

На гастролях зарабатывают все, кроме самих организаторов гастролей
На гастролях зарабатывают все, кроме самих организаторов гастролей

Думаю, излишне кого–то убеждать в том, насколько важна для каждого

из нас национальная идея. Будем любить белорусское, лелеять родное, значит, будем идти по праведному пути прогресса, а не подражания. Сейчас мы как бы обретаем самих себя. И ни для кого не секрет, что эстрада в этом смысле являет собой целый культурный пласт. Я убежден в одном: талантов у нас — не счесть, а проводников их в жизнь — кот наплакал.

Казалось бы, 75 процентов белорусской музыки в FM–эфире — это подарок судьбы, карт–бланш, чтобы навсегда утвердиться в уважении к чему–то своему. Ан нет. В кулуарах даже поговаривают, что, дескать, преждевременная это мера и если ее не подкрепить другими серьезными шагами в этом направлении, она может привести к «легализованному радиоклонированию».

Но говорить надо, по–моему, о более важном. С завидной периодичностью в новой истории белорусская эстрада испытывает на себе одни потрясения за другими. Первый шок был в 1992 году. Когда просто самодурство некоторых чиновников, не иначе, заставило квалифицировать все залы на «концертные» и «не очень», взимая с последних необоснованные налоги. На этой волне тогда многие районные «экспроприаторы» путем подлогов неплохо погрели руки. А когда эстрада была чуть ли не разорена, постановление отменили.

В 1998 году — «цунами» новой силы: было введено лицензирование гастрольной деятельности. Даже самодеятельные артисты не имели права выступать в ближайших колхозах без бумажки с пятью подписями. После тяжелых боев и потерь и оно было отменено... А в последнее время — новая проблема: концертные площадки, а вернее, их аренда. Для мероприятий отвлеченного характера аренда уместна. А для гастрольной деятельности с ее спецификой и зависимостью от продажи билетов фиксированная оплата аренды только вредит. Организацией концертов на местах должны заниматься сами концертные площадки и на стимулирующих условиях — в зависимости от реализованных билетов — получать плату за свои услуги, в том числе и за предоставление зала. Тогда и концерты будут проходить, как часики, и деловитости работникам культуры это заметно прибавит. При фиксированной же оплате аренды реклама, как правило, остается в кабинетах, билеты — в сейфе, а концерты одни за другим отменяются, что наносит гастролерам чувствительные убытки.

Из мировой практики известно, что каждый исполнитель, каждый коллектив развивается через свои продюсерские центры, которые назубок знают всю дифференцированность подхода к организации гастролей своих подопечных. Что же происходит на самом деле у нас? Ревнители запретов на пути поставили железные шлагбаумы. Предоплата за выписку гастрольного удостоверения на каждый (!) концерт теперь такая, что прежняя эпоха все и вся разрушивших лицензий просто отдыхает.

Филармониям же, наоборот, упразднили даже мизерную оплату за выписку гастрольных удостоверений. Но упразднили заодно и все до единой преференции для только поднимающейся на ноги белорусской эстрады, уравняв ее с... мировой. Результатов — никаких. Масса так называемых отечественных звезд лишь эпизодически и в основном бесплатно выступает перед публикой...

Любопытно и то, что некоторые филармонии, получив от Министерства культуры многообещающую монопольную индульгенцию на свою посредническую прокатную деятельность, не только не улучшили свою и так никогда не пользующуюся спросом организационную работу, а многократно ее ухудшили, принося тем самым гастролерам такие убытки, что об этом уже надо говорить открыто. Практика работы с гастролерами на условиях лимитных гарантий, где филармонии несли полную ответственность за свои организационные потуги, тоже давно канула в Лету. Потому что по «договорам комиссии» проценты начисляются даже с убытков гастролеров, что стало удобной позицией для филармоний, покрывающих таким образом свою безответственность и низкие профессиональные способности администраторов.

Жизнь подсказывает, что филармонии не определяют погоду на эстрадных подмостках. Причем не только в Беларуси, но и в России, Украине. Ни одна мало–мальски популярная эстрадная звезда не загорелась сейчас в их стенах. Задачи у них должны быть совсем иными — доносить до масс классическую и народную культуру. На то и дотации выделяются немалые.

Для полноценности картины хочу взглянуть на нее и с другой стороны: почему сегодня продюсерские центры не могут самостоятельно организовывать гастроли своими силами. Да у них просто нет таких денег, чтобы выкупить с предоплатой в 19 миллионов 600 тысяч рублей выписку гастрольных удостоверений на 20 своих концертов в среднестатистических залах от 500 до 1.000 мест. К тому же взгляните на истинные, хоть и приблизительные расходы на организацию гастролей. Возьмем, к примеру, всего один концерт, допустим, в Солигорске.

Условно продадим феноменальное количество — 500 билетов по 10 тысяч рублей на любой белорусский коллектив, во что верится с трудом. Валовой доход в таком случае составит 5 миллионов рублей. Куда же они уйдут, посмотрим: выписка гастрольного удостоверения — 980 тысяч; аренда зала — 1 миллион 500 тысяч; полиграфическая реклама — 180 тысяч; реклама на центральных каналах ТВ — 300 тысяч; расписка и расклейка афиш по всему городу с учетом транспортных расходов и налогов на зарплату — 80 тысяч; командировочные и организационные двухдневные расходы руководителей гастролей — 100 тысяч; транспортировка участников, производственного багажа, аппаратуры, концертного света — 400 тысяч; оплата работникам за распространение билетов с учетом налогов на зарплату — 300 тысяч; авторские отчисление РУП «Белат» — 250 тысяч; выплаты суточных участникам гастролей — 100 тысяч; налог на гастрольную деятельность — 200 тысяч. Итого 5 миллионов 290 тысяч. Расходы зашкаливают, тем более в этой смете нет места еще и гонорарам! Значит, нужно повышать цену на билеты — и никогда их уже не продать.

Как видите, при таком раскладе зарабатывают на гастролях все, кроме самих организаторов. Белорусская эстрада сейчас находится в состоянии какой–то невесомости, неполноценности. И уж если ей помогать завоевывать престиж, то делать это надо не по–дилетантски, а вдумчиво и серьезно.

Александр СВИРИДОВ, продюсер.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter