«Шок» — это не по-нашему!

«Шоколад или суррогат?» В письме, опубликованном в «СБ» 23 ноября, читательница поставила несколько важных вопросов.
«Шоколад или суррогат?» В письме, опубликованном в «СБ» 23 ноября, читательница поставила несколько важных вопросов. Почему на наших прилавках преобладает импортная продукция? Почему под видом шоколада нам нередко продают пресную и тягучую плитку в красивой упаковке зарубежных компаний и корпораций? Почему, наконец, мы губим собственное производство традиционно качественного шоколада? Кстати, справедливо ли ценим свое? Вкусовые пристрастия здесь неизбежно касаются экономики и даже патриотизма. Попробуем разобраться.

Он един в трех лицах: калорийный продукт, всегда уместный подарок, традиционное лакомство. Приоритеты — какое качество ценнее — каждый может расставить сам. Шоколад — непременный компонент экстремальных НЗ: летчиков, военных, изыскателей. Поскольку это продукт не только ценный, но и компактный, с долгим сроком годности. Он входит в косметические средства и даже лекарства. Мы выбираем обычно плитку в красивой обертке. И почти все хоть раз испытали разочарование, обнаружив под яркой фольгой явно не шоколад. Еще обиднее, когда подделку распознает ребенок.

Не счесть рекламных клипов, посвященных шоколаду. «Сделай паузу, скушай «Твикс», — советуют в одной рекламе. Другая агрессивно и настырно требует: «Не тормози! Сникерсни!», «Шок» — это по–нашему!» Пилоты и престарелые горцы, мускулистые мачо и томные дамы рекламируют «Аlpen gold», «Nestle», «Baunty», «Rafaello»...

Ролики–клоны крутятся по нашим, российским, польским каналам.

Ответ на вопрос, почему в Минске, Витебске, Бресте — везде преобладает импортный шоколад, прост. Мировые производители имеют колоссальные средства, могут позволить себе массированную рекламу. И навязывают свой продукт, не слишком считаясь с нашими привычками, а то и нормами нашего языка. И даже российский производитель явно лукавит, утверждая, что «за границей такого шоколада нет». Есть. В Беларуси. Даже лучше!

В Беларуси за год потребляют около 13 тысяч тонн шоколада. Выходит примерно 1,3 кг на каждого жителя страны — по одной 100–граммовой плитке в месяц. Много или мало?

Если исходить из «средневзвешенной» цены (8.273 тыс. рублей без НДС за тонну), то емкость шоколадного рынка Беларуси составляет около 104 млрд. рублей. Это без малого 50 млн. долларов. Много! Но лишь одна из пяти проданных плиток произведена в Беларуси. Нам и достается лишь пятая часть пирога: 10 млн. Мало! Остальные 40 млн. долларов питают чужие бюджеты. При этом лишь белорусская этикетка абсолютно гарантирует, что вы купили именно натуральный шоколад.

Вот что говорит по этому поводу главный технолог столичного ОАО «Коммунарка» Алла Воронович:

«Основные и обязательные компоненты натурального шоколада — какао тертое и какао–масло. Без них шоколад не существует! Кроме какао–масла, никакие другие жиры — растительные, кондитерские — не могут присутствовать в его рецептуре: белорусские стандарты это запрещают. А российские и западные позволяют! Позволяют и продукт, в составе которого есть заменители, именовать шоколадом». Ясно, что он стоит существенно дешевле и уже по этой причине имеет перед нашим конкурентные преимущества.

Белорусские производители натурального шоколада (это «Коммунарка» и гомельский «Спартак») в числе немногих на постсоветском пространстве сохранили строгие нормы советских ГОСТов. Здесь даже в угоду конъюнктуре не хотят ронять заработанную за десятилетия репутацию. И если иные применяют готовые полуфабрикаты, то «Коммунарка» сама закупает какао–бобы и сама же под строжайшим контролем перерабатывает их в какао тертое и какао–масло! Зато другие компоненты (например, лецитин и красители) у нас используют по минимуму. Красителей, к примеру, до 30 граммов на тонну, хотя санитарные нормы допускают и 30 килограммов!

Но вот парадокс. Как сказала Галина Падюнас, заместитель директора по продажам по продвижению продукции ОАО «Коммунарка», география и объемы экспорта шоколада каждый год расширяются: Россия, Латвия, Израиль, Тайвань, США... Первые контакты завязываются на специфическом (в силу высочайшей требовательности к качеству) рынке Японии. «Коммунарка» присутствует на самых авторитетных специализированных выставках: в Кельне, Париже, Чикаго, Москве... Высочайшее качество нашего шоколада признают везде. Достаточно сказать, что с последней, весьма значимой в России выставки в Нижнем Новгороде (дегустационный конкурс здесь проходит «вслепую») фабрика привезла четыре золотые медали!

Покупатели уже заметили раскрутку нового проекта — коллекции «Сладкий танец» («Sweet dance»). Это плиточный шоколад («Коньячный блюз», «Лимонное фламенко»...), батончики разных рецептур, наборы конфет («Апельсиновая румба», «Мятный джайф»...). Названия вас смущают? Нормальный маркетинговый ход. Ну любит наш потребитель иностранные, таинственные названия! Для сравнения, из коллекции известного российского производителя: «Демонте», «Арриеро», «Доминго», «Криолло»... И «Sweet dance», очевидно, в Европе имеет предпочтительные перспективы перед «Дружными ребятами». Словом, за 9 месяцев прошлого года на экспорт поставили 3 тонны, а в этом — уже 17! Очевидно, экспорт будет расти и впредь, но... Его объем все же несоизмерим с мощностями фабрики, которые загружены лишь на треть! Что еще хуже: на родине, где «Коммунарка» реализует 60 процентов продукции, ее доля падает.

Нам известно, что недавно концерн «Белгоспищепром» провел расследование, предметом которого был импорт карамели, печенья и шоколада. Так вот, объем импорта последнего всего за три года (2001 — 2003) вырос почти вдвое: с 5,3 до 10,4 тыс. тонн. Резко выросло и потребление — в 1,74 раза. Но собственное производство увеличилось незначительно: с 2,2 до 2,6 тыс. тонн. И если мощности по карамели и печенью были практически загружены (на 99,6 и 83,5 процента), то с шоколадом дела плохи: 34,5! Поэтому вырос и удельный вес импорта на нашем рынке: с 71,6 до 89,6%. Он фактически вытесняет отечественный продукт. Поэтому растут запасы нереализованного шоколада: с 0,11 тыс. тонн до 0,235. Вдвое!

Тенденция угрожающая. Если ее не остановить, белорусский шоколад ждет печальная судьба. Между тем его производство в 2005 году «Коммунарке» предстоит увеличить почти вдвое! На «Спартаке» тоже. Для склада?

Тут встает конкретный вопрос: какова во всем этом роль концерна «Белгоспищепром»? Что сделано начальством отрасли для защиты белорусского производителя? Бумаги и разные ЦУ (ценные указания) в расчет принимать не следует — маловато реальной помощи. Но это тема отдельного разговора — о роли руководящих «контор» в реальных процессах, происходящих в экономике. Президент очень остро ставит этот вопрос, жаль, некоторые товарищи не понимают...

Многие помнят пустые прилавки недавних лет. Сегодняшнее изобилие породила именно конкуренция. Иначе мы и сейчас ездили бы только на «Жигулях», а пределом качества почитали зубную пасту «Поморин». Вряд ли вернуться в такое прошлое хочет даже самый большой патриот. Поэтому приятно было услышать от Галины Падюнас такие слова: «Мы вовсе не против присутствия импортного шоколада на нашем рынке, но...» Это «но» следует расценивать так — везде и всюду приоритет отдается собственным производителям. Но не у нас...

Вот что Галина Сергеевна увидела в Латвии, где специально изучала организацию торговли «своим» шоколадом. Во всех магазинах все средние полки (наиболее видимые глазом, самые доступные для покупательской руки) заняты исключительно продукцией местной «Лаймы». Есть и шоколад мировых производителей, но — ниже, выше, сбоку. Ту же картину, очевидно, наша читательница наблюдала в Чехии. Достойный подражания патриотизм!

Знающие люди поделились со мной разными версиями. По некоторым, дилеры иностранных фирм просто подкупают работников торговли и те за «процент» охотно берут на реализацию низкосортную, но яркую зарубежную продукцию... Вот где корень проблемы.

Надо отдать должное Правительству: там настойчиво изыскивают защитные меры. Госстандарту и концерну «Белгоспищепром» поручено провести сертификацию кондитерских изделий (включая шоколад), поступающих из России и стран СНГ. Это, очевидно, перекроет доступ дешевого, но «поддельного» продукта. Или обяжет производителя называть вещи своими именами, не лукавить.

Тут, правда, есть вопрос. На любом рынке полно развесного и фигурного шоколада. Он вдвое дешевле, чем плиточный в обертке, поэтому берут его охотно. Но в Беларуси такой не производится, а продавец в лучшем случае назовет страну–производителя: Россия, Украина... Поди проверь! Как и состав. Ясно, что товар «левый». Как быть с ним?

Словом, государственная задача (какой, без сомнения, является сохранение белорусского шоколада и его продвижение на мировые рынки) требует и комплексного, государственного подхода. Специально подчеркиваю, что ничего не имею против «Шока». Утверждаю лишь одно: это не наш шоколад. Кстати, в столице недавно открылся магазин «Московские конфеты». Много здесь и шоколада. Нормально. Но почему гости в хорошем темпе получают возможность открывать магазины в престижных районах? Хорошо, что появились «Московские конфеты», но почему «Белгоспищепром», Министерство торговли, да и местные власти не изъявляют особой заинтересованности в открытии фирменных магазинов «Спартака», «Красного пищевика»? Непрестижно?

Ей–богу, я охотно взялся ответить читательнице: сам покупаю одну–две плитки в день и только белорусского шоколада! Не берусь советовать тем, кто выбирает экзотичную упаковку. Но те, кто ищет качество и вкус, должны (обязаны!) выбирать «Коммунарку» и «Спартак». Это — наше! Это бюджет страны, из которого кормимся мы все. Ее авторитет, наконец. Этот тот случай, когда призыв «Покупайте белорусское!» звучит сладко и без малейшей натяжки.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter