Шляхта против короля

Рокош... Услышав однажды это слово, я счел его необычайно красивым...

Рокош... Услышав однажды это слово, я счел его необычайно красивым. Человек мыслит образами, и образы, которые сразу проявились в моей голове, были яркими и четкими: романтика, ночь, конная шляхта, застенковые наезды и горделивые переговоры с представителями короля.


В реальности все примерно так и выглядело. Одним из самых знаменитых рокошей — даже не восстаний, а скорее политических выступлений — нового времени стал рокош Зебжидовского против короля Жигимонта Вазы.


Взаимоотношения шляхты и короля с самого начала его правления были неровными. Тень на репутацию монарха бросила история с Габсбургами. Уступая настояниям отца, шведского короля Яна Вазы, о возвращении на родину, Жигимонт планировал уступить корону Речи Посполитой Эрнесту Габсбургу. Когда эта информация стала достоянием общества, шляхта взорвалась, угрожая королю детронизацией. На сейме 1592 года монарх был вынужден подписать обещание не сдавать короны, но, как говорится в одном анекдоте, осадок у шляхты остался.


Недоверие усугубили два брака Жигимонта на архикняжнах из рода Габсбургов. Особенно вторая женитьба на Констанции, сестре первой жены короля, вызвала бурные протесты. По традиции король должен был заручиться согласием шляхты на этот союз, чего сделать он не посчитал нужным. Все мы помним, как в аналогичной ситуации своеволие Жигимонта Августа и Барбары Радзивилл закончилось трагической смертью последней. И хоть Жигимонту Вазе повезло больше, неприязнь к монарху нарастала и вылилась в конечном итоге в политическое выступление — рокош Зебжидовского.


Он начался в 1606 году, когда на очередном сейме король хотел инициировать военные и финансовые реформы (так называемую порчу монеты). Еще перед началом съезда лидер шляхетской партии Николай Зебжидовский провел на местечковых сеймиках решение о сборе шляхты в Стежицах. На этом сборе противники короля обвинили его в стремлении к абсолютной власти и постановили добиваться коронации королевича Владислава. Литовское крыло выступления возглавил князь Януш Радзивилл. Рокош был поддержан магнатами, стремившимися к усилению своих позиций. Следующий съезд шляхты был назначен на конец года в околицах Сандомира, в то время как сторонники короля провели свой съезд в Вислице.


Несмотря на то что Жигимонт согласился выполнить большую часть требований выступающих, рокошане не собирались мириться с его присутствием на троне. Говоря современным языком, они хотели инициировать процедуру импичмента. В октябре сторонам удалось достигнуть взаимопонимания, однако уже в феврале следующего года выступления продолжились. Когда королю надоело спорить с противниками, он без большого труда решил судьбу рокоша в вооруженном столкновении. Лучше оснащенная и организованная королевская гвардия под руководством знаменитых Яна Карла Ходкевича и Станислава Жолкевского наголову разбила выступающих в июле 1607 года.


Восстанием этот казус никто всерьез не считал, потому и серьезных репрессий не последовало. Николай Зебжидовский был вынужден повиниться перед королем, а на сейме 1609 года участники были полностью реабилитированы. Позже шляхетские рокоши, получившие также со временем название конфедераций, повторялись неоднократно и куда с более плачевными последствиями для королевской власти. «Золотые шляхетские вольности», развалившие Речь Посполитую, тем не менее являются неотъемлемой частью истории и привносят в нее неповторимый романтический ореол. Так вышло, что наша история во многом трагична, но при этом как же она красива!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter