Молодежь в июне 1941-го сразу встала на защиту Родины: что стоит за словом «патриотизм»?

Шли мстить врагу

В Национальном архиве Беларуси хранится много заявлений белорусов с просьбами зачислить их в партизанские отряды, направить для борьбы в тыл врага или в диверсионные и разведывательные спецшколы. Среди таких документов немало написанных и женщинами. 

«Прошу зачислить в отряд»

10 октября 1942 года немецкой зениткой был сбит советский самолет, возвращавшийся в Москву после доставки груза партизанам. В самолете находился Семен Михайлович Короткин, командир Сиротинской партизанской бригады, которая действовала в Витебской области. 

Жена комбрига Мария Андреевна и трое их малолетних детей находились в это время в эвакуации в городе Мамадыш Татарской АССР. После получения известия о гибели мужа супруга написала письмо секретарю ЦК КП(б)Б 

Н. Е. Авхимовичу: «Прошу направить меня в партизанский отряд со своим старшим сыном, а двух малых детей я отдам в детский дом. И прошу меня зачислить в тот отряд, где был мой муж. Я хочу отомстить за его смерть, за погибших моих двух братьев, за мою мать и за свою сестру, за ее двух детей. Все мои родные погибли от немецких сволочей. И если погибну, то дети будут знать, что я мстила врагу, а если буду жива, то буду радоваться, что отомстила фашистам».

Заведующий отделом кадров ЦК КП(б)Б И. Д. Варвашеня в письме Марии Андреевне сообщал, что Центральный комитет считает нецелесообразным посылать ее в тыл врага, «так как Ваше здоровье этого не позволяет».

После освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков Мария Андреевна вернулась с детьми на родную Витебщину в Шумилино, где перед войной работал секретарем райкома партии ее муж, и посвятила свою жизнь воспитанию детей и сохранению памяти организатора и руководителя партизанского движения — своего мужа Короткина Семена Михайловича.

Не жалея жизни

Еще одно заявление о направлении в тыл врага — от Прасковьи Семеновны Сидорук. С 1928 года она работала в портняжной мастерской в Кобрине. Включилась в революционную борьбу против польских властей, два раза попадала в тюрьму. После воссоединения Западной Белоруссии с БССР была назначена на должность председателя Городецкого поселкового совета Антопольского (ныне Кобринского) района. 

В начале войны эвакуировалась в советский тыл. Работала дояркой-учетчицей в колхозе «20 лет Октября» Самойловского района Саратовской области. В начале 1943 года узнала, что при ЦК КП(б)Б существует школа по подготовке партизанских кадров. Она написала туда письмо: «В такие грозные и суровые дни Отечественной войны я хочу вместе со своими друзьями-товарищами взять самое активное участие в борьбе с немецкими захватчиками. Имея некоторый опыт в работе подпольной жизни при панской Польше, прошу послать меня в глубокий тыл врага для выполнения любого задания. Я хочу до конца своей жизни остаться верной дочерью своего Оте­чества и в защиту его не пожалею своей жизни».

Таким образом, 44-летняя Прасковья Сидорук в январе 1943 года стала слушателем спецшколы, которая находилась на станции Сходня под Москвой. В архиве есть характеристика на выпускницу школы Сидорук П., где отмечается ее хорошая успеваемость, склонность к пропагандистской работе. После окончания учебы Прасковья Семеновна была заброшена в Антопольский район Брестской области в качестве инструктора подпольного райкома партии. Хорошая ориентировка в знакомой местности, полученные знания в школе позволили ей быстро наладить связи с надежными людьми. Пошел значительный рост отрядов за счет сельской молодежи. Уже к весне 1944 года туда брали только добровольцев с личным оружием.

Сидорук принимала участие в боевых операциях. После вой­ны окончила Минскую партийную школу, работала заведующей отделом по работе среди женщин Кобринского райкома партии, секретарем райкома по кадрам. В 1952 году была избрана кандидатом в члены Брестского областного комитета КПБ. Награждена орденом Красной Звезды, медалью «Партизану Отечественной вой­ны» I степени.

Большой счет с фашистами

Ольга Борисовна Гайдук родилась в 1901 году в деревне Липск Бегомльского района Минской области. Получила среднее образование. До вой­ны работала начальником жилищного управления Ворошиловского райисполкома Минска. В 1940-м была назначена на должность секретаря исполкома этого же района.

До весны 1942-го — эвакуация в городе Земнодольске Татарской АССР. Потом учеба в спецшколе и заброска в Минскую область для организации и создания партизанских отрядов. За три месяца исходила сотни километров от города к городу, от деревни к деревне, от одного партизанского отряда к другому. Ходила под видом нищенки, беженки, в городах выдавала себя за торговку. Несколько раз ее задерживали, но всегда отпускали. А между тем она наладила связь районных партийных подпольных комитетов с Минским областным комитетом, организовала несколько отрядов, проводила разведывательные операции. 

Вернувшись в Москву, письменно подробно доложила о проведенной работе Центральному комитету КП(б)Б. Вот что сообщал секретарь ЦК КП(б)Б 

Г. Б. Эйдинов своему коллеге секретарю ЦК КП(б)Б по кадрам Н. Е. Авхимовичу: «С тыла врага вернулись Гайдук, Микула, Бегун, Бахас, Юшкевич, Скавко. Все они свои задачи выполнили. Шлем их отчеты, стенограммы бесед. Эти документы представляют значительный интерес. Прошу тебя их заботливо принять, свести с Пантелеймоном Кондратьевичем Пономаренко. Затем, после истечения отпуска, мы их вновь используем на связь. Как видите, не зря мы это затеяли и в людях с тобой не ошиблись».

После месячного отдыха Ольга Борисовна направила проникновенное и глубоко патриотичное письмо на имя секретаря ЦК КП(б)Б Пантелеймона Пономаренко: «По заданию ЦК КП(б)Б я была один раз в тылу врага и с поставленной мне задачей справилась. Сейчас нахожусь в резерве. Материально живу хорошо, а с учетом военного времени — даже прекрасно. Не удовлетворяет одно: я считаю, что не полностью отомстила фашистам за страдания Родины. Кроме больших счетов с фашистами за Родину — это главное, — я имею немалые личные счеты с ними. Это и не дает мне покоя. Моим единственным утешением является непосредственное участие в борьбе с гитлеровской бандой. Прошу дать мне эту возможность. Любое задание честно выполню, а в случае неизбежности жизнь отдам недешево».

Еще дважды, в 1943 и 1944 годах, Ольга Борисовна выполняла задания ЦК КП(б)Б и доставляла из тыла врага необходимые сведения.

После войны она продолжала работать в Ворошиловском исполкоме Минска, училась в университете марксизма-ленинизма в Москве. В августе 1951 года решением бюро ЦК КП(б)Б утверждена на должность председателя Республиканского комитета профсоюза работников пищевой промышленности. За образцовое выполнение специальных заданий в тылу врага была награждена орденом Красной Звезды, медалями «Партизану Отечественной войны» I и II степени, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1045 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной вой­не 1941—1045 гг.».

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter