Ностальгическое кинопутешествие в страну пирамид

Шлейф «Белого платья»

Что для нас Египет? Шарм‑эль‑Шейх, Хургада. Солнце, море, горячий песок, пирамиды… Фото в соцсетях, словно надпись на стене, здесь был — я... Но уж точно не кино. Напрасно. Ваши предки с вами могут поспорить. Они в Египте не были. Зато кино видели. И не раз. Слез напроливали — крокодилы Нила захлебнутся. Только в 1976 году 61 миллион советских зрителей посмотрел египетскую картину «Белое платье». Установил вечный, как пирамиды, рекорд тамошнего кинематографа. Подобного экспортного успеха ни один египетский фильм не знал ни до, ни после.

   

Приятные сентименты

С чего вдруг проходная египетская лента, а еще за год до этого такая же скромная мексиканская «Есения» очаровали советского зрителя? Удивительный феномен середины семидесятых не в последнюю очередь связан с заманчивыми предложениями кинотеатра по сравнению с его телевизионным собратом. С высоты сегодняшних реалий кажется странным, что публика предпочитала куда‑то ходить, а не смотреть фильмы, уютно развалившись дома на диване. Однако еще полвека назад черно‑белые телеэкраны только набирали популярность, несильно радуя разнообразием фильмов и программ. Выбор из двух повсеместно доступных каналов выбора, собственно, не оставлял. Особенно на периферии. На экране снежащая картинка. Среди передач преобладают спорт и публицистика. Художественный фильм, как правило, до оскомины знакомый и уже много раз виденный хорошо если раз на день, под вечер или вообще на ночь глядя. Далеко не каждая женщина будет смотреть «Ленинский университет миллионов», «Камера смотрит в мир» или зажигательный спортивный репортаж Николая Озерова, зато раз в недельку соблазнит мужа на кино. Поход в кинотеатр — маленький праздник. А по праздникам хочется зрелища яркого. Необычного. Деятелям советского кинорынка в коммерческой жилке не откажешь. Умели они находить баланс между затратами на покупку фильмов и их кассовыми сборами. Недорогие мексиканские или египетские ленты давали валовой доход в СССР на зависть всем голливудским продюсерам! 
Одна только «Есения», ставшая абсолютным победителем всесоюзного кинопроката, заработала более 20 миллионов! При том, что все расходы на закупку, тиражирование и собственно показ обошлись всего в 200 тысяч советских рублей. При таких цифрах не коммерческая жилка нашлась, а настоящая золотая жила!
Приличную долю кассы подобные фильмы собирали на селе. В больших городах, избалованных репертуаром, текучка предложений была выше, а в деревенских клубах с радостью многократно прокручивали индийские, мексиканские и египетские картины. Премьеры месячной, а то и годовой давности готовы были смотреть, пересматривать и заказывать на следующую неделю. Словно сериал из одной серии. Обстановка была свойская: гостившим летом внучатам бабушка не жалела копеек на билеты, а знакомый киномеханик порой не отказывал в просьбах подросткам пустить на «кино для взрослых» или показать еще разок. Сверх плана, как тогда шутили. Так и появлялись дворовые хиты, о которых нынче ходят легенды. Кто‑то под них сбежал с классом с урока, кто‑то увидел впервые взрослый фильм в сельском клубе. Ностальгией и приятными сентиментами родители делятся охотно.

Сюжет, банальный до слез

Не секрет, что про многие страны мы мыслим стереотипами. Египет с его известным со школьной скамьи историческим прошлым, пожалуй, самый наглядный пример. Многочисленные туристические поездки только укрепляют шаблон мышления, а заполонившие свет фильмы из Голливуда эффект еще и усиливают. На экранах, уже словно родные, пирамиды, фараоны и отжившие мумии, которые будоражат нервы исследователей древностей. Тем временем сами египтяне снимают обычное житейское кино, без засилья лубочных пирамидальных картинок.

История бедной девушки, в которую влюбился сын миллионера, выбивала слезу по всему Союзу. На экране все как положено — мелодраматично. Скромная труженица Даляль оказывается под колесами автомобиля Камаля, сына преуспевающего бизнесмена. Чем не знакомство для любви с первого взгляда? Парень прячет от родителей свою невесту, поскольку знает, что отец не даст согласия на неравный брак. Тайная свадьба, минуты счастья, рождение дочери… И вот белая полоса сменяется черной. Секрет раскрывают «добрые» люди, а Камаль становится жертвой автопроисшествия. Убитую горем Даляль «добивает» отец погибшего мужа, который отнимает дочь и увозит девочку в Европу… В тяготах и страданиях проходят годы, пока женщина случайно не узнает, что дочь возвращается в Египет и скоро свадьба. Даляль решает во что бы то ни стало явиться на торжество. В белом платье. Ради наряда, выставленного в витрине дорогого магазина, женщина готова на любой отчаянный шаг… И делает его. На этом фортуна выдает очередной кульбит, чтобы все, конечно, закончилось хеппи‑эндом. Кто‑то назовет сюжет шаблонным, кто‑то эталонным. Сколько всего намешано и упаковано в полтора часа фильма. Только успевай переживать и плакать!

Вот и вздыхали советские женщины над перипетиями судьбы египетской девушки. Почти так же дружно, как за год до этого над долей мексиканской цыганки Есении. Эстеты по традиции клеймили очередной «мыльный» сюжет, но зрителя ведь критикой не проймешь. Он голосует ногами. Нравится — идет в кино, и даже не раз. 
В 1976 году «Белое платье» по совокупности посещений обскакало такой всенародный шлягер, как индийский «Зита и Гита»! Выходит, знаменитый Болливуд проиграл спор арабской мелодраме.

Фрагмент геополитики

Современному обывателю подобное сравнение может показаться несколько некорректным. Между тем еще с середины пятидесятых годов ХХ века египетское кино было регулярным гостем советских кинотеатров. За год показывали несколько фильмов, чем составляли прямую конкуренцию закупкам в Индии. Вместе с Мексикой эти страны занимали нишу простых до банальности, но ярких мелодрам, представленных в советском прокате. С 1973 по 1976 год египетские картины имели очевидный перевес.

Подобная благосклонность к арабскому кинематографу определялась большой геополитической игрой, которую СССР вел на Ближнем Востоке, и подкреплялась весомыми поставками вооружений в Египет. В итоге в 1971 году был заключен договор, который гласил: «Между обеими странами и их народами всегда будет существовать нерушимая дружба». Наряду с военным сотрудничеством документ подразумевал и укрепление культурных связей, что ознаменовало собой крупные поставки египетской кинопродукции.
Конечно, художественная ценность многих картин была относительна. Рассчитаны они были на тех, кто привык видеть на экране занимательную интригу, бурные страсти, приключения и непременно счастливый финал. 
Под такие запросы в Египте нередко копировали давние голливудские образцы, приправляя их традиционной восточной музыкой, голосистыми песенками и знаменитыми танцами живота. Неудивительно, что многие египетские актрисы начинали как певицы и танцовщицы. Актерские навыки приходили уже на съемочной площадке, зато пели с экрана знатно, зажигали зрителя! Зал египетских кинотеатров во время сеансов нередко превращался в хор, с увлечением подпевая героям фильмов!

В наших кинотеатрах под восточные ритмы не пели. Зато истории о «тяжелой» женской доле всегда были чрезвычайно популярны у советских зрительниц. Они с радостью отмечали, что простые египтянки почти как свои. Дома в халатике и косынке хлопочут по хозяйству, а между делом мечтают выйти в свет в шикарном платье. Будь то в Каире, Минске, Москве или Новосибирске — каждая девушка в душе Золушка. Спроси — ответит, что глубже всего в памяти остаются наряды. Особенно платья. То, которое надевала на первый новогодний утренник или на выпускной бал, на свадьбу, корпоратив или на юбилей… Платье — это символ праздника, лучших мгновений. И фильм очень точно сыграл на этом природном женском чувстве.

Оглядываясь на события тех лет, понимаешь: триумфальное шествие «Белого платья» по Стране Советов стало для нас лишь ярким фрагментом геополитики. «Нерушимая дружба» оказалась недолговечной. Египет резко сменил политический курс, и помпезный договор, подписанный на 15 лет вперед, президент Анвар Садат денонсировал как раз в момент, когда над «платьем» обильно воздыхали наши девушки. Политикам было не до женских слез. Вместе с отказом от военного сотрудничества с египтянами были пересмотрены и культурные связи. Однако закупленные в дни теплых объятий фильмы не стали прятать на полках, и до начала 80‑х они тихо, почти незаметно, шли по экранам советских кинозалов. Пока не были окончательно забыты. И сегодня старшее поколение, рассматривая фотографии, которыми дети охотно дополняют впечатления от египетского отдыха, вероятно, тоже окажется в плену стереотипов. Неужели в Египте не осталось ничего кроме дорогих отелей, изумрудных бассейнов, теплого моря, горячего песка и вечных пирамид?..

Романтическая героиня


Актрису Наглю Фатхи, которая покорила образом Даляль, в СССР уже знали по ранним фильмам. Поучительное «Зеркало» про своенравную красавицу, упустившую свое счастье, и лирическая комедия «Я вернусь к тебе» — только некоторые из них. У наших соотечественниц даже сложилось мнение, что весь египетский кинематограф — это Фатхи в главной роли. Она действительно была мегазвездой в семидесятые, играя раз за разом романтических героинь. Ее актерская карьера началась еще в 15 лет, когда среди подружек на пляже девушку заметил кинопродюсер и предложил попробовать себя на съемочной площадке. Ради кино Фатхи забросила учебу, но не прогадала. Приглашения следовали постоянно, и к 30 годам ролей набралось уже несколько десятков. Период ее востребованности как раз пришелся на годы активной советско‑египетской дружбы. В дальнейшем она стала играть меньше, отдавая предпочтение сложным характерным ролям в социальных и политических лентах. Нагля Фатхи — обладательница нескольких престижных кинематографических премий. После неудачного первого брака вышла замуж за известного в Египте журналиста Хамди Кандиля, с которым счастлива уже почти тридцать лет.

Доктор Живаго, капитан Немо и золотоискатель Джон Колорадо 


Вспоминая египетское кино, нельзя пропустить мировую знаменитость — Омара Шерифа. Он удивительным образом переиграл самых разных персонажей — представителей разных стран и народов. Уже первый англоязычный фильм — «Лоуренс Аравийский» принес ему номинацию на премию «Оскар» за лучшую роль второго плана (шерифа Али) и мировую известность. В 1964 году он сыграл царя Армении Сохама в пеплуме «Падение Римской империи». На следующий год — главную роль в экранизации «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака, а также колоритную фигуру Чингисхана в одноименном фильме. В 1973 году ему досталась роль капитана Немо в мини‑сериале «Таинственный остров капитана Немо». А большинство советских зрителей запомнили его в образе бандита Джона Колорадо из культового вестерна «Золото Маккенны». В нашем прокате фильм превзошел даже успех «Белого платья», заняв почетное 4‑е место среди зарубежных фильмов. На склоне лет артист вернулся в Египет, где и провел остаток своих дней.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter