Для кого платные парковки - головная боль

Шлагбаума на них нет

Заложниками собственного престижного жилья становятся горожане, живущие в центре Минска. Проблема ненова, о ней «СБ» писала не раз, однако теперь открывается ее новая сторона: перспектива развития платных парковок грозит обернуться для жителей центральных дворов настоящим стихийным бедствием. Минчане, и без того уставшие от поисков места для своей машины и бесконечного хамства приезжих водителей, прекрасно понимают: теперь автомобилисты, привыкшие оставлять транспорт в центре бесплатно, еще настойчивее станут пробираться во дворы. Многие требуют разрешения устанавливать шлагбаумы на въезде в проблемные зоны. Ситуацию изучали журналисты «СБ».


Уютный некогда дворик по проспекту Независимости, 28, улицами Я.Купалы, 17, К.Маркса, 45 сейчас скорее напоминает авторынок. Машины везде — у въездов, под запрещающим остановку и стоянку знаком, у подъездов, на газоне и даже на детской площадке. Между ними на встречу с местными жителями мы протискиваемся с трудом. Утром, говорят горожане, здесь не выехать — нужно брать такси, вечером — не заехать: «Даже если повезет и ты окажешься внутри, не факт, что найдешь место. Покрутился — и на платную стоянку». «Одни нервы. Вот, смотрите, — Елена Н. дает мне документ. — Один товарищ, пятый регион, внаглую подвинул своей машиной мою и уехал. В салоне я была с дочкой, обе перепугались. А это ответ из ГАИ. Дело, пишут, прекращено, поскольку нарушитель не установлен... Еще одна отдыхавшая тут компания оторвала у моей машины задний дворник. Наверное, просто из вредности».

Татьяна В. рассказала, как из–за забитых автомобилями выездов не смогла отвезти бабушку в больницу. Той срочно понадобилась помощь медиков. Благо знакомые выручили. Кто–то вспомнил случаи, когда к домам не сумели пробраться «скорая», пожарные, коммунальщики, эвакуатор. Владимир Реутович показал на вмятины на дверце и крыле своего автомобиля: «Еще и зеркало снесли. Вот такой подарок преподнес кто–то. И так здесь случается со многими машинами, а виновные не найдены».


А что чужаку? Чужаку хорошо. За стоянку платить не надо: кинул транспорт и пошел себе в парк Горького, Дом офицеров,  Белгосцирк или просто прогуляться. Кстати, при нас один такой подъехал на авто с гродненскими номерами, затем здесь же пересел на автомобиль поменьше, а первый переставил на освободившееся место. То есть у человека в этом дворе как бы посуточная «аренда». «Вот, пожалуйста, — хохотнул кто–то. — Свежий пример специально для вас. И так постоянно. В часы цирковых представлений тут вообще не пробиться. Да, оставляют под стеклом номера телефонов. А толку? Звонишь — отвечают: мол, выйти не могу, представление. И это еще если трубку поднимут».

Самодеятельная парковка приезжих — не единственная беда квартала. Первые этажи, подвалы (и даже, по словам местных жителей, иногда второй этаж), выведенные под нежилой фонд, из года в год прирастают все новыми фирмами, кафе. А это плюс далеко не десяток автомобилей работников контор, курьерских служб, а также клиентов. «Такое соседство становится все более невыносимым. Понимаете, не мы, а они чувствуют себя хозяевами в наших дворах, — возмущаются люди. — Нередко бары–кафе устраивают прямо тут, аккурат на детской площадке. Подъедут, на капоте «скатерть» расстелят и кутят. А потом кругом бутылки, окурки, шприцы». В ответ на замечания — хамство и предложение сменить место жительства.


Решить проблему люди пытаются уже десятый год, но дальше переписки с властями города дело так и не пошло. Казалось бы, выход очевиден: в подобных ситуациях дворы не должны быть общедоступными. «Мы обращались в различные органы управления с просьбой избавить наш двор от посторонних машин и установить хотя бы шлагбаумы на двух выездах, — собеседники показывают мне очередную пачку документов. — Начали с жилищно–коммунальной службы, но там ответили, что все вопросы решает исполком. Написали туда. Ссылаясь на противоречащие друг другу документы, нам отказали в установке запирающих устройств». В апреле прошлого года коллективное письмо с аналогичной просьбой снова ушло директору ЖЭУ № 4. Все расходы по установке и использованию шлагбаумов, говорят жители, они готовы взять на себя: «Но пока все безрезультатно. Нам отвечают, что во дворе земля общего пользования и предназначена она для обслуживания зданий совместного домовладения № 17 по улице Купалы. А из последних ответов Мингорисполкома и администрации района стало ясно, что въезды в некоторые дворы в центре все же планируют закрыть шлагбаумами, но наш почему–то в проектно–сметную документацию не вошел. Теперь вот с ужасом ожидаем закрытия дворов рядом с нашим».

Местный житель Владимир Реутович

Обеспокоенность людей разделяют и госавтоинспектора, видимо, тоже уставшие гоняться за тенью. С 2007 года ГАИ не раз отмечала необходимость создания дополнительных парковочных мест в центре города и установки запорных устройств, ограничивающих въезд на дворовую территорию квартала постороннего транспорта. Разумеется, при согласии всех жильцов и при наличии проектно–сметной документации, согласованной в том числе с районной администрацией. Также отмечалось, что большинство правонарушений совершают именно работники и посетители различных организаций, фирм, цирка, Дома офицеров, ГУМа, других находящихся неподалеку учреждений, ресторанов, кафе. Для примера: только в 2014 — феврале 2015 года в этом дворе за нарушение правил остановки и стоянки были наказаны более 180 водителей. Но мы понимаем, что это капля в море, всех не оштрафуешь и сотрудника на суточный пост в каждый двор не поставишь. А освободившееся место штрафника тут же занимает другой нарушитель.

Администрация же района стоит на своем: установка шлагбаумов на землях общего пользования запрещена. Это, мол, возможно лишь при «наличии проектно–сметной документации с последующим оформлением земельного участка для эксплуатации и обслуживания жилого дома». Также было сказано, что исполком не вправе ограничивать права собственников и нанимателей нежилых помещений, то есть работников организаций, которые обосновались в домах. С правами жильцов, видимо, уже не считаются.

 

В марте этого года, рассмотрев очередное обращение граждан, Мингорисполком признал: факты нарушения на этой территории есть, пообещав, что ее будет периодически контролировать ГАИ. Однако оснований для разрешения проектных и строительных работ по установке шлагбаума так и не нашел. Надежду на то, что выход из ситуации все же будет найден, внушает официальный ответ первого зампредседателя горисполкома Владимира Кухарева: «Учитывая многочисленные просьбы горожан, в том числе жителей домов по К.Маркса, 45, Купалы, 17, пр–ту Независимости, 28, будет проработан вопрос установки шлагбаумов вблизи зон платных парковок. Обращение оставлено на контроле». Однако хотелось бы внести ясность: появятся ли эти устройства в данном квартале и когда?

По поводу шлагбаумов. Самое оптимальное — это устройства, которые открываются по телефонному звонку, говорит специалист по техническому обеспечению, безопасности информационных технологий Николай Варивончик: «К примеру, у нас на работе такое устройство. Все просто и минимум затрат. В систему вносятся номера телефонов жильцов, работников организаций, различных служб, они звонят — и выезд открыт. Мы готовы сделать это за свои деньги. Так же, как и поставить во дворе и видеонаблюдение».

Кстати, знаки, запрещающие заезд во двор посторонним, остановку и стоянку, похоже, никто всерьез не воспринимает.

gladkaya@sb.by

Фото Виталия ГИЛЯ, Татьяны СТОЛЯРОВОЙ.

Советская Белоруссия № 90 (24972). Суббота, 14 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter