Шлагбаум для перегонщиков

Правила игры на рынке подержанных авто недавно изменились. В Беларуси устанавливаются ограничения по ввозу автомобилей для лиц, которые не являются собственником транспортного средства и не регистрируют данный вид предпринимательской деятельности

Генри Форд однажды ехидно заметил, что человечество  делится на две категории: на тех, кто ездит на автомобиле, и тех, кто хотел бы его купить. А правила игры на рынке подержанных авто недавно изменились. В Беларуси устанавливаются ограничения по ввозу автомобилей для лиц, которые не являются собственником транспортного средства и не регистрируют данный вид предпринимательской деятельности. Соответствующий Указ № 503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования» Президент Беларуси подписал 15 октября. 

Народ  против  СТС 

Вопрос ввоза автомобилей частными перегонщиками долгое время считался весьма злободневной проблемой для Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета и для Комитета госконтроля. По некоторым оценкам, в 2006 году в страну было ввезено около 157 тысяч автомобилей, из которых около 135 тысяч ввозили физические лица. При этом, как отмечают в КГК, не менее 36 тысяч автомобилей пересекли белорусскую границу с откровенно коммерческими целями, то есть для перепродажи. «Отдельные перегонщики построили на этом определенный бизнес. Так, за 2006 год и первый квартал нынешнего года 829 физических лиц ввезли более 10 автомобилей каждый, 260 физических лиц — более 20 автомобилей, 19 физических лиц  более 100 автомобилей, отдельные граждане — свыше 200 автомобилей», — отмечает начальник главного управления контроля за банковской и внешнеэкономической деятельностью КГК Вадим Пешкур. 

Разумеется, более всего чиновников беспокоят «пролетевшие» мимо бюджета деньги, ведь поставка автомобилей под заказ является, по существу, незаконной предпринимательской деятельностью. А перегонщики при этом еще и уклоняются от уплаты таможенных платежей и подоходного налога, оформляя доверенности на ввоз автомобилей на подставных лиц. Подсчитано, что по итогам прошлого года государство недополучило около 1,5 млн. евро от уплаты подоходного налога и более $ 170 млн. от сокрытия таможенных платежей. При этом, по оценкам КГК, суммарный доход физлиц, осуществляющих ввоз автомобилей по доверенностям в 2006 году, составил более 14 млн. евро, а в первом квартале 2007 года — более  2,5 млн. евро. 

Впрочем, Указом № 503 на рынке подержанных авто, похоже, наведен порядок. Отныне ввоз физическим лицом двух и более автомобилей в течение календарного года будет рассматриваться как предпринимательская деятельность. Нарушение этих норм повлечет административную ответственность. 

В каком-то смысле процветанию бизнеса перегонщиков способствует и то, что до сих пор не наладили работу по насыщению рынка автомобилями свободные таможенные склады  (СТС), которые призваны создать прозрачные схемы импорта и реализации транспортных средств. К примеру, на одном из СТС в Минской области было помещено только 538 легковых автомобилей, из которых продано 392. На СТС в Бресте из 213 автомобилей реализовано только 112. Понятно, что эти объемы — лишь капля в море на рынке подержанных автомобилей. При этом СТС не выдерживают ценовой конкуренции с перегонщиками. В среднем автомобили здесь на $ 0,5—1 тыс. дороже. 

Страна  «отложенного  спроса» 

Еще совсем недавно европейские автомобильные концерны оценивали белорусский рынок как бесперспективный. Уже более 15 лет благодаря географической близости к Польше и Германии он стремительно насыщается подержанными иномарками. А вот продажи новеньких авто до недавнего времени росли чрезвычайно медленно. Сегодня автодилеры столкнулись с беспрецедентным ростом продаж новых авто. В некоторых салонах даже появились очереди — явление, которое еще совсем недавно можно было бы трактовать как забавный парадокс. 

Белорусский рынок новых авто действительно демонстрирует завидную динамику роста. Особенно на фоне других стран: в Америке он составляет 2 %, тогда как в Европе и вовсе наблюдается отрицательная динамика. За 8 месяцев 2007 года в Беларуси продано 10 872 новых автомобиля иностранного производства. Это на 96,3 % больше, чем за тот же период прошлого года (5539 машин), и даже больше, чем за весь предыдущий год (10 020). Что удивительно: в новых экономических условиях после повышения цен на энергоносители в этом году на двукратный рост своего рынка никто из продавцов даже не рассчитывал. Максимальные оценки, на которые отваживались автодилеры, не превышали 40 %. Сегодня же белорусские представители известных западных автомобильных концернов уже успели выбрать все квоты на головных заводах, где и рады бы помочь белорусским дилерам, но не могут. Так что нередкими можно считать случаи, когда клиент, пришедший в автосалон за новенькой машиной, узнает, что одеть уздечку на своего железного коня он сможет самое быстрое к Новому году. 

Пожалуй, самые активные продажи иномарок в Беларуси наблюдаются в сегментах «C» и «В». Так называемый гольф-класс показал самую оптимистичную динамику — за 8 месяцев 2007 года реализовано 2338 автомобилей. За ним следуют внедорожники — 2178 единиц. И, пожалуй, самая приметная тенденция — увеличивающийся спрос на экономичные малолитражки — 1559 автомобилей. Автодилеры отмечают, что наибольший покупательский спрос существует на модели в ценовом диапазоне $ 14—20 тысяч. 

Точно также растет и рынок бывших в употреблении автомобилей. Рост здесь менее впечатляющий, но тоже немалый. Согласно данным Министерства статистики и анализа, если в первом полугодии прошлого года в Беларусь было ввезено 83 006 легковушек, то за аналогичный период нынешнего — уже 110 418 единиц. Говоря о рынке подержанных автомобилей, дилеры указывают на его явное преимущество в количественном плане. Доля подержанного транспорта — 90 % против 10 % машин, завезенных в страну «в упаковке». Но, что удивительно, рынок подержанных  автомобилей, проехавших не одну тысячу километров по дорогам Западной Европы, отнюдь не считается конкурентом сегменту новых машин. Покупатели новых и бэушных машин — это совершенно разные целевые аудитории. Если клиент захочет купить себе старую машину, он это сделает, и никакие маркетинговые ухищрения автотрейдерам не помогут. 

Больше всего официальных продавцов до недавнего момента беспокоили их прямые конкуренты — серые поставщики. Но эту касту удалось практически извести на нет. В первую очередь этому способствовало «обеление» рынка новых авто. Серые дилеры сегодня еще частично присутствуют только в отношении тех марок, где еще слабо работают, а то и вообще отсутствуют официальные импортеры и авторизированные дилерские сети. «При хорошей работе «официалов», если они обеспечивают достаточные квоты поставок, приемлемые цены, обслуживание машин по гарантии, отлаженную логистику поставок запчастей, для серых дилеров места не остается. Все, чем они могут привлечь клиента, — это демпинговые цены, но в конечном счете это работа себе в убыток», — указывает помощник генерального директора международного автомобильного холдинга «Атлант М» Илья Прохоров. 

Китай  атакует! 

Одна из популярных ныне в сопредельных государствах сентенций касательно растущей популярности китайских автомобилей, пока не применима к Беларуси. Даже несмотря на то, что 2007 год стал, по всей видимости, знаковым для автопрома Поднебесной — в Беларуси открылось несколько дилерских центров известных китайских брендов. Но белорусы пока не «распробовали» эти автомобили. По оценкам ассоциации автодилеров, доля китайских машин в структуре продаж белорусских автосалонов занимает всего 1,9 % (для сравнения: в Украине около 5 %). При этом на белорусском рынке «китайцы» пока представлены только 3 торговыми марками – «Great Wall» (в 2007 году продано 142 автомобиля),  «Geely» (59) и «Hafei» (4). 

Кстати, осторожное отношение белорусов к автомобилям последнего бренда наводит на неоднозначные размышления. В настоящий момент в поселке Обчак, под Минском, монтируется линия по сборке автомобилей марки «Hafei». Совместный белорусско-китайский проект подразумевает, что уже в конце нынешнего года первые автомобили «Brio» уже должны сойти с конвейера. Но, по всей видимости, неразогретый спрос окажет медвежью услугу для компаний, планировавших осуществить китайскую экспансию на белорусский авторынок. Белорусских автомобилистов придется долго и упорно убеждать в преимуществах отечественных автомобилей, реализуемых к тому же по цене подержанной брендовой иномарки. 

По всей видимости, китайские авто ждет участь иранских «самандов» белорусской сборки, в продажах которых пока также не видно особых успехов. Сегодня китайское автомобилестроение идет по пути реинжиниринга либо перекупки технологий производства устаревших моделей известных брендов, в то время как в Беларуси люди привыкли покупать не самые старые модели. 

Как  отмечают автодилеры, основными причинами высоких темпов роста их рынка выступают: увеличение доходов населения, развитие автокредитования, а также конкуренция в ценовом сегменте $ 7—15 тысяч, приводящая к распространению скидок, в настоящее время практически уравнявших западные автомобили с бэушными иномарками более высокого класса. Нестандартность динамики рынка легковых автомобилей по сравнению с другими активно растущими потребительскими сегментами в том и заключается, что он растет в первую очередь за счет количественного увеличения спроса при несущественном росте цен. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter