Шла война народная...

Одним из слагаемых нашей Великой Победы были успехи партизанского движения.
Одним из слагаемых нашей Великой Победы были успехи партизанского движения. Из всех республик бывшего Советского Союза Беларусь считают «самой партизанской»: только за июль — сентябрь 1941 года здесь в централизованном порядке было сформировано свыше 430 партизанских отрядов и групп, в которых насчитывалось более 8.300 человек.

В то же время горькая правда войны состоит в том, что во многих регионах Беларуси в начальный период Великой Отечественной немало было и коллаборационистов, предателей. По мнению авторитетного исследователя германского оккупационного режима в Беларуси в 1941 — 1944 годах К.И.Казака, «наиболее массовыми формированиями являлись вспомогательные полицейские подразделения, организованные в соответствии с распоряжением от 7 июля 1941 г. для обеспечения безопасности, охраны военных и других объектов, ведения борьбы с партизанами, выполнения широкого круга военно–экономических мероприятий. В первый период они формировались из местного населения на добровольных началах. Проведенный подсчет позволил определить их во всех районах в составе более 300 гарнизонов не менее 30 тысяч, при этом около половины составил местный элемент».

С октября 1943 года генеральный комиссариат под руководством Курта фон Готтберга стал проводить еще более жесткую политику геноцида в Беларуси. Это осуществлялось вначале с помощью созданных в сельской местности отрядов «самообороны», а затем с помощью сформированной белорусской краевой обороны, фактическое командование которой осуществлялось гитлеровцами. Эти формирования, действуя совместно с полицией безопасности и СД, под видом своеобразного «белорусского войска» стали использоваться главным образом против партизан.

Кроме белорусских коллаборационистов, на территории Беларуси действовали литовские, украинские, русские, латышские, польские и эстонские коллаборационисты. По мнению большинства исследователей, их общее число колеблется от 100 до 150 тысяч человек.

Каково же было отношение партизан к коллаборационистам?

В подавляющем большинстве случаев их считали пособниками оккупантов и уничтожали, за исключением успехов пропагандистской работы, приводившей к переходу ряда коллаборационистов на сторону партизан.

Партизаны в своих действиях опирались на приказы Верховного Главнокомандующего и наркома обороны СССР И.В.Сталина, директивы Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б), Центрального и Белорусского штабов партизанского движения. Уже в директиве Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям фронтовых областей от 29 июня 1941 года говорилось: «В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской борьбы всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т.д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».

Через два дня — 1 июля 1941 года — в директиве ЦК ВКП(б) партийным, советским и комсомольским организациям о развертывании партизанской войны в тылу врага подчеркивалось: «...уничтожать врагов, не давать им покоя ни днем, ни ночью. Убивать их всюду, где застигнешь, убивать чем попало: топором, косой, ломом, вилами, ножом... Для уничтожения врага не стесняйтесь прибегать к любым средствам: душите, рубите, жгите, травите фашистскую гадину, пусть почувствует враг, как горит под ним наша земля...»

О практическом выполнении этих указаний в частных беседах с автором этих строк свидетельствовали секретарь ЦК КП(б)Б Н.Е.Авхимович, первый секретарь Вилейского подпольного обкома партии И.Ф.Климов, секретарь Минского подпольного обкома партии, командир Борисовско–Бегомльского партизанского соединения Герой Советского Союза Р.Н.Мачульский, начальник штаба Могилевского партизанского соединения С.Г.Сидоренко–Солдатенко, начальник штаба соединения партизан Брестской области П.В.Пронягин, командир партизанской бригады им. Г.К.Жукова П.Я.Сыромахо, комиссар партизанской бригады им. Н.А.Щорса М.П.Прусак, комиссар партизанской бригады «Смерть фашизму» И.П.Дедюля, секретарь Березинского подпольного райкома партии, командир 120–го партизанского отряда К.А.Баранов, комиссар 130–й партизанской бригады «Месть», командир 340–го отдельного партизанского отряда С.Т.Криворот, командир специального диверсионно–разведывательного отряда «Новаторы» В.М.Литвинский, командир партизанского отряда им. В.П.Чкалова Г.А.Щемелев.

Почти все они отмечали, что когда партизаны громили полицейские гарнизоны, то страдали и случайные люди, не являющиеся пособниками нацистов. «Вопрос тогда стоял: кто кого? В бою не было времени разбираться... Борьба шла не на жизнь, а на смерть!» — говорили мне партизаны.

Наиболее организованный и массовый характер партизанское движение в Белоруссии приобрело с начала 1943 года. Но еще раньше, с апреля 1942 года, партизанские отряды объединились в партизанские бригады, военно–оперативные группы, партизанские соединения. Всего же в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории Беларуси в разное время действовало 199 партизанских бригад. К концу 1943 года, разгромив 333 вражеских гарнизона и 217 волостных управ, партизаны очистили от нацистов 20 обширных зон и держали под своим контролем около 60 процентов оккупированной территории Беларуси.

В партизанском движении активно участвовали все социальные слои республики. Однако главную роль играли рабочие и крестьяне (колхозники), на долю которых приходилось 56,4 процента партизан. 31,1 процента партизан являлись служащими и 12,5 процента — учащимися. Среди 88.010 служащих 7.153 человека были учителями, 2.787 — медицинскими работниками, 2.258 — инженерно–техническими работниками, 1.858 — работниками административных органов (милиция, НКВД, НКГБ), 1.159 — партийными работниками, 31.511 — военнослужащими, из них более 12.000 — кадровыми офицерами, 778 — директорами предприятий и учреждений, 4.450 — советскими работниками, 34.615 — служащими различных категорий. Преобладающее место занимала молодежь до 26 лет. Бойцы в возрасте от 26 до 45 лет составили 42,33 процента и старше 45 лет — 3,61 процента.

Вдумайтесь только в эти цифры! За время войны в партизанском движении на территории Беларуси приняло участие более 374 тысяч человек, более 400 тысяч человек составлял скрытый партизанский резерв! Это ли не убедительный аргумент в пользу вывода, что на территории республики шла народная война против оккупантов и их пособников — коллаборационистов разных национальностей!

И еще. В ряде публикаций, появившихся на страницах республиканской печати, партизаны Беларуси предстают мародерами, грабителями. Причем отдельные случаи недобросовестные, конъюнктурные авторы пытаются перенести на все партизанское движение.

В связи с этим уместно привести некоторые строки из мемуаров одного из организаторов всенародной борьбы в тылу врага, секретаря ЦК ЛКСМБ К.Т.Мазурова: «Главным источником снабжения партизан продовольствием была помощь населения. Крестьяне обычно по собственной инициативе снабжали их всем необходимым. Но по мере роста партизанского движения подпольные партийные органы и командование для упорядочения этого дела ввели систему заготовок. Между отрядами и бригадами распределяли деревни, договаривались с крестьянами о нормах поставок различной продукции. За продукты не платили. Во многих случаях крестьянам выдавали документы, чтобы другие отряды не облагали те же деревни вторично. Встречались исключения из правил, проявления самовольства. Но оно решительно пресекалось. Диверсионные группы и партизанские отряды, которые находились в рейдовых походах, брали припасы с собой, а частично кормились в находившихся по пути населенных пунктах. Советские люди, проживавшие на оккупированной территории, за исключением отдельных отщепенцев, по праву считали партизан своими защитниками, называли их народными мстителями и с радостью принимали их, давали приют и одежду, кормили, ухаживали за ранеными, всячески помогали во всем».

Вот что вспоминает один из организаторов партизанского движения на Пинщине в годы Великой Отечественной войны Э.Б.Нордман об отношении к мародерам командира одного из первых в Беларуси партизанских отрядов Героя Советского Союза Василия Захаровича Коржа: «Корж был беспощаден в случаях самоуправства и мародерства. Помню, как он зимой 1942 — 1943 года расстрелял перед строем старшего лейтенанта за то, что тот разорил ульи на пасеке крестьянина. Жестоко? Но в тех условиях требовались и особые меры, которые бы не позволили распускаться».

Не следует также забывать, что в ряде регионов Беларуси нацисты, службы СД и абвера создавали лжепартизанские отряды, ставящие целью под видом партизан грабить, насиловать и даже убивать отдельных крестьян, чтобы вызвать ненависть местного населения к партизанам.

К сожалению, на войне было все — героическое и трагическое. Военные историки Беларуси еще в большом долгу перед нашим народом.

Несмотря на выход трехтомного труда о партизанах Беларуси, изданного в 1983 — 1985 годах, отдельных книг и брошюр, до сих пор нет ни одного фундаментального исследования, в котором в целостном виде, правдиво, объективно раскрывалась бы подлинная картина народной войны против оккупантов и их пособников, истоки, характер, трудности и сложности. Хочется надеяться на подготовку и выход этого фундаментального труда в ближайшие годы.

Эмануил ИОФФЕ, доктор исторических наук.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter