Как белорусская девушка с косой по пояс стала одной из самых известных советских певиц

Шла на грозу

Одна из самых известных советских певиц 60–80-х годов Мария Леонидовна Пахоменко родилась 85 лет назад, 25 марта 1937 года. О том, что у эффектной блондинки с чудесными вокальными данными и подкупающей манерой исполнения белорусские корни, известно хорошо. Малая родина Пахоменко — это небольшая деревушка Лютня, что в Краснопольском районе Могилевской области, граничащем с областью Брянской.

В СССР было продано свыше двух с половиной миллионов пластинок с записями Марии Пахоменко.
РИА НОВОСТИ

Лютня — деревня с историей. О самом названии в честь музыкального инструмента имеется красивая легенда. На лютне играли влюбленные парень с девушкой, которых незадолго до свадьбы убили лихие разбойные люди. При Екатерине II Лютня вошла в состав владений вице‑канцлера князя Александра Голицына. Из Лютни родители будущей советской звезды перебрались в Ленинград, где для развития природных музыкальных способностей Марии счастливо сложились все условия.

Но о том, что у Пахоменко абсолютный музыкальный слух, стало известно далеко не сразу. Петь она любила и в раннем детстве, и в школе на уроках, за что получала замечания, и в юности, поступив в техникум. Началом пути к вершинам славы для девушки стала художественная самодеятельность, которую при советской власти широко внедряли в больших и малых производственных и учебных коллективах. В идеальном и не существовавшем в природе виде такая самодеятельность представлена в известном фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». В реальной жизни в ней было много формализма, но настоящим талантам, «каких у нас в Союзе миллионы», пробиться наверх помогали именно самодеятельные коллективы.

Голосистую девушку заметили, помимо вокальных данных важным аргументом стали уникальные данные внешние, сохранявшиеся многие годы. Известный питерский композитор Виктор Лебедев вспоминал: «Идеальная физическая форма у Маши от природы. Она была настолько хорошо сложена, что моя жена, бывшая балетная, всегда удивлялась, как Пахоменко удавалось не поправляться, ничего для этого не делая. Другие‑то женщины за каждый грамм борются». Талант и красоту Марии, в юности обладавшей эффектной косой чуть ли не до щиколоток, зорко оценил ленинградский композитор Александр Колкер, ставший ее мужем. 

Семейный дуэт ярко проявил себя и в творчестве. Песня Колкера на стихи Льва Куклина, написанная в 1963 году для спектакля по пьесе Даниила Гранина «Иду на грозу», вскоре зазвучала на всю страну, а к Марии Пахоменко надолго пришла всенародная слава. По песням шестидесятых можно изучать историю страны, многие из них обладают со временем утраченным и мало понятным нашим современникам смыслом. Вот как начинается та самая песня:

Качает, качает, качает
Задира ветер фонари 
над головой.
Шагает, шагает, шагает
Веселый парень по весенней
мостовой.

А дальше оказывается, что парень‑то погружен в серьезную учебу:

Листает, листает, листает,
Учебник физики листает 
на ходу.
Не знает, не знает, не знает,
Что каждым утром я вслед 
за ним иду.

Пьеса Гранина, по которой в 1965‑м на «Ленфильме» была снята известная картина с Василием Лановым в главной роли, была как раз о физиках, а песня в исполнении Пахоменко призывала влюбляться только в умных и образованных молодых людей, что в общем‑то всегда актуально.

Демографические реалии своего времени отразила, пожалуй, самая известная песня Колкера и Пахоменко:

Пришли девчонки,
Стоят в сторонке,
Платочки в руках теребят,
Потому что на десять 
девчонок
По статистике девять 
ребят.

Это 1966 год, и в стихах Кима Рыжова чистая правда: на танцах в то время так и было, девушкам подчас кавалеров не хватало из‑за той самой безжалостной статистики.

А в 1968 году Марию Пахоменко настигла европейская музыкальная слава. Во французских Каннах ей вручили нефритовую пластинку как победительнице международного конкурса грамзаписей MIDEM. В СССР было продано свыше двух с половиной миллионов пластинок с записями певицы, и Мария очаровала тогда французскую публику. 1968‑й, как хорошо известно, был совсем непростым политическим годом, к традиционным антисоветским настроениям времен «холодной войны» добавились протесты после ввода войск Варшавского договора в Чехословакию. Но на культуру, а также на спорт и науку тогдашние политические страсти распространялись мало: по нынешним временам это уже кажется удивительным.

Голос Пахоменко звучал на концертных площадках многих стран мира, ей посчастливилось петь и в знаменитой парижской «Олимпии». В 1971 году она получила Гран‑при на международном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии. Конкуренция тогда была очень серьезной, а советским исполнителям до Пахоменко больше второй премии не доставалось, хотя люди это были очень известные; Иосифу Кобзону вообще досталась только третья премия.

Жесткая конкуренция была и внутри советской эстрадной песни. Политика советской власти в этой области предполагала обязательное следование песенной строчке «Молодым везде у нас дорога». Каждый год на эстраде и в эфире должны были появляться, и действительно появлялись, новые молодые лица, и соревноваться с этими талантами «героям вчерашних дней» становилось все сложнее. Мария Леонидовна выдерживала состязания с молодежью долгих два десятилетия, вплоть до перестройки. В исполнении Пахоменко хитами становились не только новые песни, но и давние произведения Соловьева‑Седого и Блантера, для которых она находила свою неповторимую интонацию.

Родную белорусскую землю и белорусскую культуру она никогда не забывала. Пример тому — задорная песня Игоря Лученка и Анатолия Гречаникова «Дударики», которую Пахоменко исполнила на за­клю­чительном концерте телевизионной «Песни‑76». Певица ушла из жизни в 2013 году...

Юрий Борисенок

rodina2001@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter