Шкурный интерес

Меха, как и бриллианты, были, есть и будут лучшими друзьями девушек. А также стильным украшением для солидных дам и нимфеток. Впрочем, в последнее время меховая индустрия вовлекает в свои мягкие объятия и представителей сильного пола.
Меха, как и бриллианты, были, есть и будут лучшими друзьями девушек. А также стильным украшением для солидных дам и нимфеток. Впрочем, в последнее время меховая индустрия вовлекает в свои мягкие объятия и представителей сильного пола. У модельеров нынче терминология - "меха" и "драгмеха". Мех становится тем же, чем и был изначально, - драгоценным украшением. И последние мировые коллекции тому подтверждение. Благодаря мастерству современных кожевенников и скорняков по искусности выделки и нежности объятий мех на самом деле может соперничать с иной ювелирной поделкой. По силе эффекта - уж точно.

Мехам, как неотъемлемой части женской сущности, посвящали вдохновенные строчки поэты: "...и серебристо-черный мех и что-то шепчущие губы..." Существует масса литературных исследований на тему: "В какие меха кутается русская классика". Еще со времен гоголевской, с лисьим подбоем, "Шинели" определено: меха не только греют. Они наделены куда большей магической силой: определяют место в обществе и нивелируют любые дефекты внешности.

Нас изменили годы. Когда-то роскошные меха были почти под запретом - в них кутались экранные шпионки и прочие "чуждые элементы". А народный "максимум" позволял разве что кролика, стриженного под котика. Для мужчин же пределом мечтаний была шапка-"пирожок" - символ номенклатурной состоятельности. Кстати, в нынешней зимней коллекции "Prada" один из козырей - тот самый приснопамятный "пирожок". Говорят, коллекция особенно популярна у российских нуворишей - ностальгия.


Шинель, из которой все вышли

Во времена Пушкина мех определял социальный статус: шинель с бобровым воротником могли носить только чиновники первых четырех из 14 возможных классов.

Акакий Акакиевич, положивший жизнь за мечту о шинели на лисьем подбое, долго потом сдирал с прохожих у Калинкина моста шинели на кошках, бобре, еноте.

Великий бас минувшего столетия Федор Шаляпин так и запомнился миру - в огромной бобровой шубе на Новгородской ярмарке, как его запечатлел Борис Кустодиев...

Как вся русская литература вышла из гоголевской "Шинели", так из нее же - шинели XIX века - вышла и вся классическая мужская мода. Прежде верхняя меховая одежда имела четкую социальную градацию. К тому же в наших широтах шинель на вате не грела. Во всяком случае, высидеть в карете поездку больше чем 20 минут можно было только в пальто с натуральным подбоем. Потому мужчины тоже предпочитали натуральный гардероб: щеголяли в шубах "мехом наружу и мехом вовнутрь". При этом силуэты не слишком менялись. С ними вообще экспериментировать начали только в середине XX века.

Потом не одно десятилетие шубы позволялось носить разве что полярникам да звездам эстрады. Уделом прочих были в лучшем случае дубленки. Похожие, как братья-близнецы, - одного фасона, цвета и даже длины. Впрочем, было бы не совсем честно сказать, что мужской гардероб поддался радикальным изменениям. Разве что в концептуальных коллекциях. Там мужчины с удовольствием щеголяют в специальной "мужской" норке - короткошерстной, с ярко выраженным драгоценным блеском, в строгом пальто со шлицей из меха рыжей лисы и даже в полушубке под пояс из шиншиллы. Но будем объективны: модели эти представлены в каталогах крупных кожевенных фирм. Но не в наших магазинах. Даже в очень дорогих и престижных. В них по-прежнему не слишком смелые интерпретации на тему классической дубленки и в лучшем случае (вот уж смелость!) шинели. "Я же не имею возможности формировать вкус, - резюмирует владелица магазинчика Фаина, - я всего лишь его удовлетворяю".


Бритый бобрик в гламуре

В нынешнем сезоне с мехом много экспериментируют. Ну, кружевная оторочка из тонких меховых полосок - это уже почти привычно. Хотя человек непосвященный сразу подумает: "Зачем столько меха порезали?" Дизайнеры уверяют, что только так можно показать всю пластику этого драгоценного материала. Еще его стригут и щиплют. Безжалостно. Из блестящей благородной норки делают некоторое подобие меха шиншиллы, а из бобра - бледного котика. В торговом доме "На Немиге" продаются двухцветные полушубки из бритого бобра. И если бы не бирка - ни за что не поверила бы. Зато такой толстый подшерсток, лишенный длинного ворса, греет лучше любой шиншиллы. Да и выглядит нетривиально. С другими мехами, впрочем, экспериментируют еще жестче: глядя на белую шубу, подстриженную под вельвет, ни одному вменяемому человеку не придет в голову заподозрить в ней аристократичную белую норку. На то нет и намека. Но настоящий эстет высоко оценит жертвы. В том числе и финансовые: такая шуба стоит никак не меньше 4 - 5 тысяч долларов. Модно, однако.

На другом полюсе нынешних модных тенденций стоит киноклассика. Какая только милее вашему сердцу: 30 - 40-е годы прошлого века с канонически-женственными образами Греты Гарбо и Евы Гарднер, 50 - 60-е - с игривыми Одри Хепберн и Мэрилин Монро. Непостоянство и кокетство, изящество и стиль. Киноклассикой полны зимние коллекции крупнейших модных домов: лисьи боа, съемные меховые воротники с длинным ворсом, короткошерстные собольи и горностаевые горжетки. Примерно такой, томно кутающейся в меха, хотят видеть даму в этом сезоне крупнейшие и относительно либеральные модные дома.

Но эта зима не консервативна. Напротив, в ней все подчинено настроению. Дамскому, сумбурному, меняющемуся чаще, чем погода. Очень много реверсивных моделей - когда одинаково эффектно шуба играет роль дубленки - то есть выворачивается на изнанку - и наоборот. Только и цена на такую вещь раза в полтора выше, чем то же самое в "моноисполнении". А еще с мехом нынче модно заигрывать - по кусочкам использовать на манжетах, брошах, пуговицах. Одежду отделывают мехом, как когда-то вышивкой и кружевом. Это снова украшение. К тому же живое. Ни один баер (высочайший эксперт-практик, тот, кто приобретает на показах новые коллекции для более массовой продажи) не сможет точно сказать об условиях носки той или иной вещи. Во-первых, у него немного другая задача (высокую моду мало интересует практичность), а во-вторых, мех - субстанция живая и вам с ней надо "обноситься". Впрочем, искать плохо простроченные швы или проверять крепость краски, поплевав на тряпочку, когда речь идет о шубе за несколько тысяч долларов, - согласитесь, нелепо. Все меховые магазины дают гарантию на изделия - от года до двух, но все же отмечают, что возврату приобретенные меха не подлежат.

Еще одна особенность модной зимы - вернулся каракуль. Во всяком случае, это уже не только мех для "номенклатурных" жен, а демократичный, пластичный, позволяющий вытворять с собой все, на что дерзнет фантазия, материал. Вот он бежит по фигуре, а вот - драпируется, брызжет воланами, топорщится в кафтане "а-ля стрелецкий бунт" от Roberto Cavalli. Да все что угодно. Кроме одного - каракуль больше не ассоциируется с сытой старостью. Мода снова демонстрирует общественный статус. Потому и аксессуары стали изысканными, а меха - дорогими. К этому добавьте еще немного драматизма и экспрессии (вспомните, как элегантно небрежно бросают на пол меха роскошные женщины в фильмах Феллини!) - и львица полусвета может идти в атаку.

Помимо нарочитой роскоши, зима-2004 - 2005 предлагает и минимализм. Короткие, до пояса, куртки, сшитые из драгмехов - шиншиллы, лисы, песца. А вот насколько здоровым окажется этот минимализм, покажут первые хорошие морозы.

При всей меховой какофонии, в которую нас кутает нынешний модный сезон, главное - усвоить одно: мех - это давно уже больше, чем тепло, важнее, чем одежда. Именно он, а не аксессуары и даже не драгоценности, определяет, какой быть женщине.

Не верите? Накиньте на любимые плечи манто: любая мышка на глазах превратится в царицу.


Иван Айплатов: "Самое красивое в мехе - жест, которым женщина в него кутается"

- Фраза типа "В этом сезоне мех снова в моде" мне кажется наивной, - говорит Айплатов - модельер молодой, но признанный в модных кругах, а главное - все более модный у минского бомонда. - Мех, как и кожа, не может выйти из моды. Ведь существуют сотни фабрик, тысячи зверохозяйств во всем мире. И эти люди никогда не дадут остановиться процессу. Сейчас я работаю в основном с овчиной и каракулем. С драгмехами - чернобуркой, рыжей лисой, норкой, песцом - совсем немного. Здесь, поскольку сырье слишком дорогое, многое зависит от смежников. Для ювелира огромное значение имеет огранщик, для модельера - скорняк. Работа с этими мехами дорогая, в ней ошибиться нельзя. И дело здесь не в отсутствии идей, а в дороговизне и сырья, и конечного продукта. Мех - один из самых благодатных материалов. Драгоценный мех - сам по себе украшение. А с мехом попроще - там куча возможностей. Если подумать, от него можно любого эффекта добиться: его выстригаешь, щиплешь, бреешь.

- Есть ли у нас спрос на модели "выше среднего"?

- Высокой моды на меха у нас не существует. Не тот уровень доходов, не та эстетика. Если судить по последней неделе прет-а-порте, то ее и в России не существует. Потому мои модели все-таки практичные. Например, в нынешней коллекции преобладает дубленочный мех, который комбинируется с синтетическими тканями. Главным образом используется таскана - длинношерстная овчина, которая выглядит, как полудрагоценный мех, к тому же с нанесением рисунка животных. Мех - один из самых "творческих" материалов. Тем более что качество современной выделки позволяет многое, например меховые джинсы. Они выглядят, как обычные кожаные брюки с тоненьким ворсиком. Очень актуальны юбки из тонкой овчины и каракуля. Но мех должен быть идеально тонкий и эластичный, как кашемир, а не каракулевые шкуры из Таджикистана. Такой тонкий мех даже стирать можно!

- Для кого ваши коллекции?

- Для ищущих людей. Для тех, кто хочет быть актуальным. Мне в общем-то все равно, где это купят. В Минске или в России. Минской публике хочется пожелать быть немного смелее. В нас еще слишком много консерватизма.

- Модные тенденции сезона?

- Вообще-то с этим сложно. Ведь у нас, модельеров, свое время. Сейчас вот лето на дворе 2005 года. Но если вернуться в зиму, то нежит глаз сочетание бархата с мехом. И еще - меха с кружевом. Звучит, может, так себе, но выглядит очень интересно. В мужских и женских дубленках шерсть длинная, закрученная. Похожая на тулупную. Но если присмотреться - там прекрасная выделка, отменное качество. Они тонкие, легкие и эластичные. Также актуальны реверсивные дубленки из драгмехов - норки, лисы. Одна сторона - для тепла, другая - для престижа. Ведь шуба (думаю, я не открою Америку) куда холоднее, чем дубленка. Мех греет только тогда, когда он вывернут к телу. Но сейчас мех в первую очередь - это украшение. Материал дорогой, гламурный. Никогда в жизни вы не добьетесь от пуховика, пусть даже самого искусного, и трети того эффекта, который даст незначительная меховая вставка. И горжетка из драгмеха смотрится не хуже, чем бриллиант. Тем более что многие мужчины убеждены: в мехе красива даже не столько его замечательная фактура, сколько тот самый жест, которым женщина в этот мех кутается...


Арифметика в пределах кольцевой

Никоим образом не зависит от размера и тем более длины шубы. Сопоставимость стоимости и количества шкурок, ушедших на данную модель, характерны разве что для продукции отечественных меховщиков. Прочие же стоимость определяют только легкостью выделки и актуальностью модели. Шуба до пят и легкое "кимоно" под пояс могут стоить примерно одинаково.

Аукционные цены на импортную норку в этом году по каким-то непонятным причинам выросли на 20 процентов. Самое время пойти нашим мехам в лобовую атаку. Но только крупнейшие универмаги города предлагают пару единиц продукции отечественного производителя, а остальное - в лучшем случае российского производства. Изредка можно встретить продукцию частных белорусских предприятий. Крупнейший производитель - Витебский меховой комбинат - по ряду объективных причин к началу сезона оказался не готов. Его продукция сейчас представлена лишь в нескольких столичных магазинах.

- Ситуация парадоксальная, - говорит директор комбината Станислав Панютин. - Есть сырье, есть переработчик, есть торговля, нуждающаяся в нашей продукции. А конечного товара нет. Сейчас наши мощности загружены лишь на 10 - 25 процентов. И это в начале сезона! Производители сырья - шкурок норки - продают почти все за рубеж, поскольку у нас не хватает оборотных средств вовремя с ними рассчитываться. А иностранцы платят быстро и в валюте. Сейчас разрабатываются меры по поддержке нашего предприятия на государственном уровне. С ними и связаны наши надежды.

Потолок минских шубных цен - 9 - 10 тысяч долларов. Примерно столько будет стоить соболь- "баргузинец", которого, кстати, еще привезут под ваш заказ. Русский же соболь еще дороже - до 17 тысяч долларов "на закупке". Спроса на него у нас нет.

- Такие шубы, - говорит владелица модного бутика Фаина, - жест престижа. Продать здесь изделие дороже 5 - 7 тысяч - почти нереально. Обычно меха выбирают щепетильно и долго. Приезжают семьями, с детьми и тещами. Чаще всего покупают, придя во второй, третий раз. Есть и такие, что по году ходят - примеряются. Я их понимаю: не спичечные же коробки продаем. И терпеливо помогаю прицениваться. Впрочем, самую нелепую покупку меха, которую я помню, могу описать: женщина в вытянутом трико, с большой хозяйственной сумкой, легко достала из авоськи конверт с деньгами и приобрела очаровательную норку. Видя мою реакцию, улыбнулась: "Не пугайтесь. Я просто еду с дачи".

"Меховая" улица Минска - маленький кусочек проспекта Машерова, от угла Центра моды до "Ромашки". Всего-то метров 300. На ней - несколько частных магазинчиков с претензией на элитарность и норка Витебского мехового комбината в "Алесе". Подустав с расспросами, я просто прошлась по магазинам покупательницей. Въедливой и не слишком скорой на покупку. Видимость интереса сохраняется до тех пор, пока не удастся выпытать сумму, в которую хотелось бы уложиться. "700 долларов" - это уже приговор. Интерес исчезает. И терпение - очень быстро вслед за ним. "Самый минимум в нашей коллекции - 850 долларов. Италия!" Выхожу. Я не в обиде. Сообразно доходам, предпочитаю места подемократичнее. И "совершенно случайно" нахожу в ждановичском "Мире моды" дубленку из той же "коллекции" (с одной турецкой фабрики, видимо). Но уже за 550 долларов. Здесь меня никто не вводит в заблуждение, честно сообщая, что мех - итальянский, а пошив - турецкий. Но в целом носить будете с удовольствием, да еще и поторгуемся. Такая вот арифметика в пределах Минской кольцевой автодороги. Впрочем, я так и не вышла - шел дождь - на уличную торговлю мехами под полиэтиленовыми навесами. Может, при усердии, отыскала бы свою "коллекцию" еще дешевле?


Некоторые факты шубной жизни

Шубу, приближенную к современной, придумали на Востоке. Слишком много в VIII - IX веках привозили сюда пушнины с Руси. Сначала искусники стали обшивать шкурками соболей и куниц борта длинных кафтанов. И двигало ими не желание согреться: во все времена меха были драгоценностью. Подобный вид одежды арабами именовался "джубба" (отсюда русское "шуба"). Воины Чингисхана обычно носили 2 шубы: одну - мехом наружу, другую - мехом вовнутрь, к телу. Так, с большой переплатой, впервые был достигнут компромисс между теплом и красотой. Большинство нынешних весьма дорогих произведений скорняжного искусства, кстати, созданных из первоклассных мехов, на ярлычках имеют пометку "деми" или значок до "-5". Это означает, что к такой эффектной шубке не мешало бы еще и "исподнюю" припасти - зиму в ней не проходите. Изящество выделки чаще всего подразумевает облегченность. В конце концов, идея понятна: не станет же дама в шубке за 2 - 3 тысячи долларов (примерно столько стоит "средняя" норка в Минске) полчаса ждать 33-го троллейбуса на остановке. Понятное дело - она или за рулем, или с водителем.

На Руси шуба всегда была признаком роскоши. Глядя на современную Москву, понимаешь, что и осталась таковой. И созерцая, как москвички топчут подолы норок-бобров в метрополитене, невольно думаешь о тех временах, когда бояре в дорогих соболях прели в Думе. У русских - надежная генетическая память. А вообще-то на Руси даже были дензнаки "куны" - куньи, беличьи, собольи меха заменяли деньги. Еще в XIX веке в Западной Европе шубы и шапки из ценного меха передавались по наследству и упоминались в завещательных документах!

Первую попытку включить мех в повседневный костюм в современном понимании этого слова сделала в 1913 году Габриель Шанель. Придуманные ею костюмы из джерси сами по себе были революционной одеждой. И вот с этим джерси Шанель неожиданно предложила носить меховые горжетки, шляпки и даже старомодные муфты.

В советские времена моды на меха как таковой не существовало: каракуль, нутрия, норка для избранных шились по стандартным бесформенным лекалам в спецателье. И без того тяжеловесные меха еще и подбивались ватином. Номенклатурная шуба была абсолютно теплой, но носка ее требовала немалых физических усилий.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter