Общий стаж династии гродненских педагогов Суворовых-Пик – более 336 лет

Школьный вальс длиною в три века

«Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счете обходятся не менее дорого, чем ошибки врачей», — утверждала героиня «Иронии судьбы». И это действительно так: профессия педагога требует особых душевных качеств, неподдельного внимания к  детям. Общий стаж династии гродненских педагогов Суворовых-Пик — 336 лет.  Десятки членов это большой  и дружной семьи  так или иначе связаны с образовательным процессом. В чем плюсы и минусы профессии и что надо знать тем, кто только планирует стать учителем, узнавала корреспондент «Р».

Династия  СУВОРОВЫХ-ПИК далеко не в полном составе.

Учить  и  учиться

Одна из ярких представителей династии педагогов — Татьяна Пик. Она — директор Гродненского районного социально-педагогического центра. Находится учреждение в агрогородке Лойки Гродненского района. Ярко-розовое здание с уютным двориком принимает под своей крышей ребятишек, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. А вот и сама «хозяйка» спешит навстречу. Татьяна Николаевна  сейчас в отпуске, но практически каждый день проверяет, все ли здесь в порядке.

На столе уютного кабинета — старый альбом с пожелтевшими фото, грамотами, благодарностями, дипломами.

— Решили общими усилиями создать своеобразный каталог нашей династии Суворовых-Пик, — поясняет Татьяна Николаевна. — У меня была попытка создать что-то подобное, но получилось как-то по-домашнему. Был простенький альбомчик, куда вклеивалась фотография новоиспеченного педагога из числа родственников. И каждый желающий мог написать свои отзывы и пожелания. Сейчас подходим к делу более серьезно. Например, вот эти старинные документы и снимки мы получили по почте от нашей родни из Могилева. Хотим отметить все вехи биографии каждого члена семьи. По сути, это будет своеобразное генеалогическое древо.

— И чье имя будет стоять первым?

— Основатель династии — мой дедушка Антон Кашанский, — продолжает Татьяна Николаевна, протягивая фото человека в очках и галифе. — Он родился в 1909 году в Могилевской губернии. Окончил Белорусский государственный университет. Всю жизнь преподавал математику. Сама вот уже 15 лет возглавляю районный социально-педагогический центр, с первого дня его образования.

— Чем занимается центр?

— Цель нашей работы — выявление семейного неблагополучия, работа по защите прав и интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей. Одно из отделений центра — детский социальный приют, в котором мы сейчас находимся. Здесь в течение 6 месяцев проживают дети, которым оказывают различные виды помощи. И не только детям, но и их родителям. Работаем и с будущей приемной семьей.

Основатель династии Антон КАШАНСКИЙ (в центре) 30 лет учил математике.

— Меняются ли подходы с течением времени?

— Безусловно. Сейчас мы работаем на раннее выявление неблагополучия в семье. Как писал Лев Толстой: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая — несчастна по-своему». Очень важно своевременно обнаружить, что в семье что-то не так. В данный момент у нас находится шестеро деток. Всего мы можем одновременно принять 14 ребятишек. В год через наш центр проходит около 50 девочек и мальчиков. В настоящий момент в учреждении работает одна из внучек нашей бабушки Жанны Суворовой — Светлана Бойша. А  в Лойковской школе — одна из наших невесток — Наталья Суворова. Преподает русский язык и литературу.

Мамина  грамота

Корни династии педагогов  остались в Могилевской области. На Гродненщину первой приехала Анна Суворова. Ее распределили в Западную Беларусь после окончания Мстиславского педучилища. А следом за ней приехал и ее родной брат Николай  с Жанной Антоновной. Это мои родители.

— А кто привил любовь к профессии?

— Мама, — с нежностью произносит Татьяна Николаевна. — Уже восемь лет ее нет с нами. Но именно она была и остается тем самым объединяющим звеном. Из четверых детей трое пошли по ее стопам. И уже наши дети продолжают этот путь.

— Всегда ли хороший учитель — это хороший родитель?

— Неправда, что учителя часто забывают о своих детях, — с улыбкой парирует Татьяна Пик. — Мы абсолютно не ощущали недостаток маминого внимания. Кстати, именно она была моей первой учительницей. Мама была из тех педагогов, для которых успех их деятельности связан с успешностью учеников. После ухода на пенсию много лет в ее дом приезжали уже взрослые люди, которых она когда-то воспитала. Даже мои собственные дети, а потом и внуки делились с ней самым сокровенным: рассказывали о первой любви, просто приходили за советом и поддержкой.

Мама очень любила собирать гостей и общаться. Она всегда говорила: «Не надо буженины. У каждого найдется ведро чая и что-то к чаю». Мы по сей день следуем этому правилу. На все праздники и дни рождения вся наша большая семья собирается вместе. И не просто так. Готовим сценарий. Читаем стихи,  танцуем…  У нас в семье рождались одни девочки. Единственный внук  моей мамы— Павел Суворов. Но и он педагог. Получил диплом учителя физкультуры и сейчас работает спортсменом-инструктором баскетбольного клуба «Неман-93».

Семейный  ансамбль

Антон КАШАНСКИЙ с дочерью Галиной.

Кроме педагогов есть в этой семье водители, строители и представители других профессий.

— В основном это мужья наших девочек-педагогов, — уточняет  Татьяна Пик. — Но и их мы приобщаем к творческой жизни. Раньше у нас даже был свой ансамбль Суворовых. Папа играл, мама пела. На сегодняшний день мой родной брат — музыкальный руководитель народного ансамбля «Гарадніца». Окончил в свое время филилогический факультет. Кстати, мама писала очень много статей в районную газету «Перспектива»: о людях, о детях, о работе. Есть толстый альбом, где собраны газетные вырезки.

— Многие говорят, что дети стали другими. Что вы думаете по этому поводу?

—  Она любила различные кружки самодеятельности. И занимались у нее как раз те, кто были не слишком-то успешны в физике и математике. Каждому она давала такую роль, в которой была возможность проявить себя.  Конечно, дети меняются. Становятся более активными, смелыми, продвинутыми. Но именно это и дает стимул для развития, не позволяет учителям застывать на одном уровне. Не будешь развиваться — не будешь интересен никому.

Переходный  возраст

Можно ли к любому, даже самому «трудному» ребенку  найти подход? На этот  вопрос у Татьяны Пик ответ  такой:

— Конечно, можно! К нам в приют приходят дети, требующие коррекционной работы. Потому что кто-то, образно говоря,  не смог до них достучаться. Находясь у нас, они становятся другими. И зачастую мы сами удивляемся: почему же так происходит? На самом деле секрет один: ими надо заниматься. Трагедия наступает тогда, когда ребенок понимает, что никому не нужен.

— Ваши воспитанники хотят вернуться домой или здесь им лучше?

— По правде говоря, какими бы ни были родители, дети хотят быть с ними. Основая причина, по которой их забирают из семей — пьянство. В моей практике были разные судьбы, разные истории. С плохим или хорошим концом. Иногда приходится сначала заниматься нерадивыми папами и мамами, а уже потом начинать  работать с их детьми. Сейчас к тому же очень быстро меняются и законодательство, и учебные планы, и подходы к образовательному процессу. Мы сами всю жизнь учимся.

История  любви

У Суроворых-Пик есть своя группа в «Вайбере».

— Там мы обмениваемся новостями, достижениями, фотографиями с различных мероприятий. Вся наша жизнь на виду друг у друга, — радуется Татьяна. — Мы, например, хорошо  знаем, чем живет наш внук Даник. У него сегодня борьба. Мчимся поддержать. Если у Саши показ мод  (а она окончила школу Сергея Нагорного), то едем к ней. Если у Александра отчетный концерт, то обязательно кто-то придет, чтобы подарить букет.

Моя старшая внучка Валерия — гимнастка. Если у нее показательный турнир, то все, кто может, едут туда. Если у Марии танцы — значит надо что-то придумать. Мы все уверены: педагоги — это не просто «урокодатели». Это прежде всего влияние на судьбу ребенка, которое происходит через собственный пример трудолюбия, порядочности, доверия.

— Что можете посоветовать нынешним абитуриентам, которые скоро получат результаты ЦТ и захотят связать свою жизнь с педагогикой?

— Могу сказать только одно: если человек не любит людей, не любит детей — делать в этой профессии нечего. Родители, ученики — это люди. Это вечный диалог, вечный компромисс.

— А из плюсов и минусов?

— Минусов не вижу. Тяжело? Да. А какая профессия легкая? Свою работу надо любить. Это самый главный секрет нашей династии.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter