Школьный курс

Реформа школы в самом разгаре, а дискуссии не утихают.
Реформа школы в самом разгаре, а дискуссии не утихают. Перешли на 12-летнее образование. А вопрос "Зачем?" так и остался. Мол, мировая тенденция... С другой стороны, белорусские школьники всегда учились не так долго, как их зарубежные сверстники, тем не менее знали больше. Реально наш школьный курс чуть ли не вдвое насыщеннее формулами, понятиями и литературными героями, нежели западный. Да и во многих странах сейчас активно обсуждается вопрос о переходе на 10-летнее среднее образование, заимствуются базовые принципы нашей образовательной системы. В Послании Национальному собранию Президент подчеркнул: 12-летний срок обучения не должен превратиться в период затянувшегося детства. Что по этому поводу думают педагоги, ученые?

Петр БРИГАДИН, профессор, доктор исторических наук, директор государственного института управления и социальных технологий БГУ, экс-министр образования

: - Изменения, которые происходят в сфере образования, вызваны нежеланием что-то реформировать. В 160 странах мира, чтобы получить общее среднее образование, учатся как минимум 12 лет. Это общемировая тенденция. Изменилась школа - и общеобразовательная, и высшая; изменились принципы их работы: начался переход от зазубривания к самостоятельному добыванию знаний. Старшая ступень школы становится профильной и берет на себя функции, которые во многом свойственны профессиональной школе. Я уже десятки раз выступал на эту тему... Если бы не считал этот шаг необходимым, никогда бы не согласился стать министром. Уже которую реформу переживает наша школа, и всякий раз возникают одинаковые проблемы. Сделали шаг вперед и уже спешим на два отступить. Находится академик, профессор, педагог, который скажет: я вот 10 лет учился и ничего не потерял. Так это спор не о системе образования, а о личных качествах. Зеленые ростки и из-под асфальта выбиваются...

Анатолий РУБИНОВ, академик, председатель Высшей аттестационной комиссии

: - Увеличится раз в 10 количество информации (это же непрерывный процесс!), и что же, мы еще 20 лет будем учиться в школе? Бессмысленно, правда? Сейчас, мне кажется, дети быстрее взрослеют. В 16 лет они уже кое-кого из учителей учат. Из Интернета черпают знаний больше, чем из школьных учебников. Зачем же их лишний год за партой держать? Учиться-то они все равно в общей сложности будут 16 лет (12 - в школе, 4 - в вузе). Просто мы один университетский год отдаем школе. По-моему, это совершенно неравноценная замена. Преподаватели говорят: неважно, школа ведь изменится. Неужели кандидаты наук будут вести уроки? Думаю, нам еще до этого далеко. А 17 - 18-летние молодые люди - уже не школьники, скорее, женихи и невесты. Удлинение сроков обучения не решит, а усугубит проблемы "трудных" детей, наркомании. В 18 лет юноши оканчивают школу и в тот же год их призывают в армию. Шанс поступить - один. Кроме того, содержание 17 - 18-летнего школьника для большинства семей - непосильный груз.

Не вижу серьезных аргументов в пользу двенадцатилетки. То, что так на Западе, - еще не причина. У нас пока многое не так, как там. Если, скажем, в Германии трудоустроиться - проблема, а потому государству выгоднее долго учить, нежели платить пособие по безработице, то в Беларуси потребность в кадрах будет постоянно. Увеличивается количество пенсионеров, уменьшается число работающих, а мы их число еще и искусственно уменьшим. Нужно учитывать собственные реалии. И почему преобразования образования нужно начинать с самого сильного звена? Зачем тратить время, силы и огромные деньги на реформу ради реформы? Новации в этой сфере нужны, когда очевидно, что без них никак не обойтись. Наши специалисты в области естественных и технических наук востребованы везде, а дипломы медиков, историков, юристов Европа никогда и не признает. Там свои подходы, свои требования. Болонский процесс ничего не решит. Да и рассудите сами: зачем нам создавать благоприятные условия, чтобы студент, получив здесь степень бакалавра, уезжал учиться и работать за границу?..

Владимир РАЗУМОВИЧ, директор барановичской экологической гимназии N 3, президент Белорусской ассоциации директоров школ

: - 12-летнее образование поможет решить проблему информационной перегрузки школьников. Наши дети ведь без выходных живут, и профессорам, и академикам следовало бы это знать. У академиков 5-дневная рабочая неделя, а у лицеистов, гимназистов шестидневка, и каждый день у них по 6 - 8 уроков. Объемы информации увеличиваются гораздо быстрее, чем наша способность ее усваивать. Дополнительный год школьникам просто необходим. 60 процентов выпускников имеют медицинские ограничения при выборе профессии. Это нормально? И не надо торопиться выбрасывать детей во взрослую жизнь, где их никто не ждет. Молодежи не так-то легко трудоустроиться. Я считаю, что чем дольше ребята останутся в стенах школы, тем будут более воспитанными, аккуратными, умными и лучше приспособленными к жизни.

Николай ПИПЧЕНКО, профессор кафедры современного русского языка БГУ

: - Я считаю, что 10 лет вполне достаточно, чтобы заложить фундамент знаний и подготовить человека к самостоятельной жизни. Проблема перегрузки учеников с переходом на двенадцатилетку не решается. При желании ее можно организовать всегда. Это проблема не сроков обучения, а оптимизации содержания образования. Знания зависят не от длительности, а от качества обучения. Нужно правильно или, если хотите, разумно сформировать учебные программы. Информатику нужно раньше изучать? Да. Но на уровне пользователя компьютер можно выучить всего за год. А на более серьезном уровне пусть изучают те, кто выбрал в вузе специальность программиста. Я совершенно не уверен, стоит ли в 1 - 3-х классах изучать "Человек и мир", "Отечественную и мировую художественную культуру". А сколько в школьных программах по русскому языку ненужного! Их составители, видимо, считают, что детская память способна объять необъятное. Думаю, если хорошенько почистить учебные программы, вполне можно уложиться в 10 лет. Время нужно экономить, а не растягивать.

Игорь ПИСЬМЕНСКИЙ, учитель СШ N 181 Минска

: - Говорите, нагрузку на школьников удалось снизить благодаря двенадцатилетке? Давайте подсчитаем. Раньше в 5-м классе у детей было 30 уроков в неделю. Теперь 27 в течение 5 учебных дней. Если 30 академических часов разделить на 6 дней, то получается, что каждый день ученик просиживал за партой 225 минут. А при 5-дневке - 243 минуты! То есть почти на 20 минут больше. Зато появился лишний выходной? Так, не исключено, летние каникулы, как в прошлом году, на неделю-другую позже начнутся. Более того, если не считать рисование, черчение, музыку, труд, физкультуру - т.е. дисциплины, которые ученикам и так не в тягость, количество часов на основные предметы в сумме осталось прежним.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter