Школьный балл

Почему до 20 процентов выпускников проваливают тестирование
Почему до 20 процентов выпускников проваливают тестирование

До сих пор на школьных экзаменах действовало негласное правило: три пишем, два в уме. Даже самому отъявленному балбесу в аттестат ставили «троечки» — лишь бы выпихнуть из школы.

— Я работаю учителем уже 35 лет, — говорит директор Барановичской гимназии N 3 Владимир Разумович, — за это время только 2 ученика получили справку о том, что прослушали курс средней школы.

К слову, в Англии и Франции документ об окончании школы получают всего 70 — 80 процентов подростков. У нас же «двойка» на выпускном экзамене всегда была ЧП, с учителем, решившимся поставить крамольную оценку, разбирались всем педколлективом...

Но ввели 10–балльную систему, и необходимость врать сама по себе отпала: знает школьник на «единицу», ставьте в аттестат «единицу» — никаких проблем. Но какой учитель так низко оценит знания своего ученика? Чему же он тогда учил его 11 — 12 лет? Вот и используют школьные учителя, как и прежде, в основном пять оценок — от «5» до «9».

Между тем, как показали результаты централизованного тестирования, по некоторым предметам до 20 процентов учеников не осваивают школьную программу. По сути, у 7.500 выпускников по математике в прошлом году должны были стоять в аттестате «двойки», у 2.700 — «единицы». При этом на школьных экзаменах оценки ниже 6 баллов ставят редко (5 — и то чрезвычайный случай). И какой оценке тогда верить? Какие знания отражает школьный аттестат?

— Результаты экзаменов мы подаем в управление образования. Экзаменационная оценка должна подтвердить годовую, — говорит директор минской СШ N 60 Галина Демидович. — Если разница большая, сразу возникает неприятный вопрос: почему?

Так что, поставив оценку, учитель отвечает за то, что школьник ее подтвердит на экзамене. Поэтому и старается ему всеми силами помочь.

— Преподаватель хорошо знает своего ученика, его слабые и сильные стороны, и если тот ошибся на экзамене, простит, подскажет, — рассуждает Владимир Разумович. — Субъективности в человеческих отношениях не избежать. Компьютер же и помарки не простит, он не делает скидок на то, что человек волновался. Школьный аттестат отражает качество работы в старших классах. А тестирование — это проходной документ в вуз. Задания там конкурсные, усложненные. Поэтому, естественно, результаты на 1 — 2 балла будут отличаться.

— В школе контрольные работы рассчитаны на различный уровень знаний: углубленный, повышенный и базовый, — говорит директор минской СШ N 173 Валентина Яковец. — Гимназист получает «десятку», решая усложненные задания, а ученик обычной школы — выполняя задачи попроще.

Тесты же одинаковы для всех. Но что объективнее — школьная оценка или тестовая — однозначно сказать нельзя. Имея на выбор несколько вариантов ответа, и наугад можно показать высокие знания.

В прошлом году «десятку» на ЦТ получили лишь 499 человек. Зато 1 и 2 балла — более 19 тысяч (6 процентов) участников. На ЦТ по физике было около 2.500 «двоек» (16 процентов) и 274 «единицы». Из 72 тысяч абитуриентов, сдававших тест по русскому языку, более 2.800 человек получили неудовлетворительные оценки. Почти в три раза меньше «двоек» по белорусскому языку. Но выпускникам оставили возможность пересдать эти предметы в школе на традиционных экзаменах, чтобы, так сказать, не портить аттестат. В вуз–то с «единицей» уже не возьмут, а вот в техникум или училище попробовать поступить можно.

10–балльная система, может, и не сделала школьные аттестаты более честными, зато не осталось в школе ни одного «второгодника».

— И это, безусловно, хорошо, — считает заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Валентина Маевская. — Потому что оставлять на второй год нет смысла: ребенок учился не лучше, но у него вообще пропадал интерес к учебе, и он переставал ходить в школу. Приходилось просьбами, уговорами заставлять заниматься.

Пушкин, как известно, учился в лицее средненько: по математике у него часто красовалась оценка «ноль». Ну не давалась ему наука о числах! Однако это не помешало «солнцу русской поэзии» получить свидетельство об окончании лицея и устроиться на государственную службу — в Коллегию иностранных дел. Если бы Александр Сергеевич учился в наши дни, то его не только бы не взяли в престижное Министерство иностранных дел, но и не доверили бы дежурить в бюро пропусков с такими–то отметками... Правда, и «ноль» бы ему сегодня за то, что он учился «понемногу, чему–нибудь и как–нибудь», никто не поставил...


Кстати

На ЦТ по химии в этом году только один человек набрал 100 баллов, 30 участников — больше 90. И 521 абитуриент получил ниже 20 баллов. Знаний маловато или тесты неподъемные?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter