Подготовка к ЦТ: кому не нужен репетитор, в чем секрет факультативов, что зависит от ученика, а что — от учителя

Школьники со знаком качества

Начинается вступительная кампания. Впереди школьные экзамены и централизованное тестирование. Кто из ребят не нуждается в репетиторах? В чем секрет факультативов? Что зависит от ученика, а что — от учителя?

Разговор на равных

Гомельская гимназия № 14 в числе 30 в области. Одиннадцатиклассница Кристина Чайкова по-взрослому поправляет очки. Она «гроза» английского олимпиадного движения. Девушке интересна любая информация о Туманном Альбионе — от географических до языковых особенностей:

— Мы не только сосредотачиваемся на профилях: физмате, английском или химии с биологией. Гимназист — это всесторонне развитый школьник. Наверное, главная особенность нашего образования — нас не заставляют учиться, наоборот, мы воспринимаем дополнительную нагрузку как новую интересную информацию. По крайней мере, у меня такой взгляд на мир.

Учитель по русскому языку Жанна Жадейко считает, что педагог должен восприниматься детьми как знающий старший товарищ, с которым нужно поспорить, высказать ему собственное мнение.

Отличник образования Республики Беларусь, тренер команды учащихся Гомельской области по русскому языку и литературе, автор учебников по русскому языку Жанна Жадейко (кстати, наши ребята и девчонки на олимпиадах Союзного государства знают русский язык лучше россиян) говорит, что для учителя очень важно понять, чего он ждет от учеников — максимальной оценки, идеальных знаний:

— Главное — настроить класс, коллектив таким образом, чтобы всех интересовали общие идеи и задачи. Плюс вести диалог надо на равных. Чтобы учитель воспринимался как знающий старший товарищ, с которым нужно поспорить, высказать ему собственное мнение. Тогда интересно учителю и ученику.

Поиск нестандартных решений

Факультатив учителя химии и биологии Ольги Занько посещают физики и лирики. Причина — практическая химия. Например, проект по старению зеркал. Результаты уникальных опытов интересны всем. Диплом третьей степени на республиканском конкурсе исследовательских работ заслужил проект по созданию в школьной лаборатории негорючего материала для обработки металлических поверхностей. Стулья в классах им уже покрыты.

На уроках химии Ольги Занько ребятам всегда интересно: они самостоятельно проводят исследования и участвуют в проектах, которые получают высокую оценку на престижных конкурсах.

— Практическая польза — серьезный мотиватор в изучении любого предмета, химии тем более, — рассказывает педагог. — Второй момент — непосредственное участие детей в проекте. Они проводят эти исследования самостоятельно. Это очень важно. Активно используются в обучении и возможности интернета. Например, ряд химических опытов запрещено проводить в школе по правилам безопасности, но мы можем проанализировать их по видео.

У гомельской гимназии № 14 самые высокие результаты на Гомельщине по централизованному тестированию в 2020-м. В этом году на областном этапе олимпиады завоевано 19 дипломов, на республиканском — семь. В чем секрет успехов? Вот что по этому поводу думает десятиклассник Виталий Павлюковец — победитель олимпиады по математике:

— Меня всегда интересует, как обыграть автора задачи. Искать стандартное решение скучно. Надо постараться отыскать иной, более элегантный вариант. Удовольствие — быть умнее того, кто составляет задания.

Оценка мотивации

В гимназии № 14 открыты филиалы кафедр факультетов (математического, филологического и иностранных языков) Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. Победитель международной олимпиады по физике 2015 года в Индии Антон Толкачев сегодня преподаватель вуза. В родные пенаты он приходит готовить будущие таланты для олимпиадной команды:

— Мы все воспитываемся на примерах. Поэтому я считаю, что ребята должны видеть, что недавний выпускник — победитель международного первенства — работает с ними. Может подсказать, научить, поделиться опытом. Когда-то помогли мне, теперь моя очередь. Это формирует хорошие традиции преемственности поколений, дополнительно мотивирует детей. Мы начинаем по-особенному гордиться своим учебным заведением.

Директор гимназии № 14 Ирина Авчинникова говорит, что высокие результаты у учащихся невозможны без мотивированности. Для вовлечения учеников в атмосферу поиска знаний используются факультативы, проекты:

— Уверена, что именно за таким гимназическим подходом будущее нашего образования. Поэтому портрет гимназиста такой: сегодня — юный интеллектуал, завтра — студент, послезавтра — отличный специалист, спустя десятилетие — директор завода.

МНЕНИЕ

Жанна Жданович, заместитель начальника главного управления образования Гомельского облисполкома:

— Гимназисты демонстрируют лучшие показатели среди школьников. Самые высокие результаты по итогам централизованного тестирования 2020 года имеют выпускники гимназий № 14 Гомеля, Ирининской, имени Янки Купалы Мозыря, Добруша, № 51 Гомеля. По итогам областного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам 2021 года наибольшее число учащихся, награжденных дипломами победителей, обучается в гомельских гимназиях № 51, 14, 10, Речицкой и Светлогорской.

galkovsky@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter