Школьникам открывают двери

Где начало путей, ведущих к большим открытиям? В советские времена, например, существовала «школа юных»...
Где начало путей, ведущих к большим открытиям? В советские времена, например, существовала «школа юных»: в научные организации приходили еще со школьной скамьи, определялись, есть ли призвание. Такой подход гарантировал приток в науку молодежи с горящими глазами и отфильтровывал случайных людей. Неудивительно, что с недавних пор за возрождение этой традиции взялись в НАН — в ряде академических институтов школьники под руководством сотрудников исследуют, ставят эксперименты и добиваются результатов, которые, между прочим, уже получили высокие оценки на конференциях, в том числе и за рубежом.


ГИМНАЗИСТКИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛКИ, СПОРТСМЕНКИ

Когда Александра Замаро и Ника Житкова, девятиклассницы минской гимназии № 13, представляли свою работу «Особенности биологической совместимости имплантатов с алмазоподобными покрытиями» в Москве, в финале Всероссийского открытого конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского, эксперты буквально забросали их вопросами. Начиная с химического состава покрытий имплантатов и заканчивая техникой безопасности при проведении манипуляций. Да–да, не удивляйтесь, девчонки сами делали операции на лабораторных животных, изучая приживаемость имплантатов, брали анализы крови, интерпретировали результаты.

Тогда, в апреле, в Москве среди сотен конкурентов их работа была признана лучшей. Научно–исследовательский кружок на базе Института физиологии НАН «Практическая физиология животных с элементами экспериментальной медицины», в котором занимаются Александра и Ника, появился в Академии наук одним из первых. Его руководитель, председатель Совета молодых ученых НАН Владимир Казбанов, уверен, что даже для тех, кто потом отказывается от научной стези, занятия даром не пройдут. А где еще получить знания, как правильно спланировать, организовать, провести исследования, как с результатами работать? «Дети имеют возможность принимать пусть маленькое, но реальное участие в настоящих научных экспериментах», — Владимир Владимирович видит в этом одни плюсы. В школах — простор для аналитической работы, но материально–технической базы для исследований нет. А именно практическая часть — важная составляющая и украшение любой работы. 



Кстати, о школе. При серьезном подходе без нее — никак. В гимназии работу девочек курировала учительница биологии Людмила Григорьева, да и финансово (участие в конференции было платным) помогло родное учебное заведение. Старшеклассницы признались, что уже точно решили посвятить себя медицине. У Александры и Ники ни минутки свободного времени: «Если мы что–то не сделаем, будем жалеть об упущенном. Кстати, мы еще и спортсменки, занимаемся конным спортом, участвуем в соревнованиях, уже кандидаты в мастера».

ВАЖЕН ПЕРВЫЙ ШАГ

А вот Мария Кочнева и Максим Лунев, занимающиеся исследованиями в кружке экспериментальной ботаники и физиологии растений при Институте экспериментальной ботаники НАН, видят свое будущее только в биологии. Собственно, Мария уже новоиспеченная студентка биофака БГУ, а у восьмиклассника Максима это пока в планах. Их руководитель, младший научный сотрудник института Олег Иванов, рассказывает, что в течение года ребята изучали одновременное влияние негативных факторов на растения: «Как действуют эти факторы по отдельности, довольно хорошо изучено, но вот как в комплексе? Таким аспектом прежде никто не занимался. Так что в итоге мы получили маленькую часть нового знания и добавили ее в общую копилку». Результаты, полученные ребятами, вылились в научную статью и участие в конференции «Первый шаг в науку».

Сегодня в НАН 9 кружков — в институтах экспериментальной ботаники, физики, прикладной физики, истории, физиологии. Владимир Казбанов не скрывает, что хотел бы, чтобы их было больше: «Сложно искать кураторов. Но те, кто сегодня есть, — это молодые успешные ученые, многие президентские стипендиаты, аспиранты. Проблема: как смотивировать людей на такую работу? Ведь это ответственность, выбор темы, сопровождение 8 — 10 человек, и каждому надо уделить время». Но только так и можно вырастить будущих академиков! Вот, например, сегодня часто сетуют: поступившие в аспирантуру и магистратуру не успевают за 3 года написать достойную объемную кандидатскую работу. А если начать свой путь гораздо раньше, еще в школе? Владимир Казбанов приводит пример: «Я начал заниматься наукой со 2–го курса медуниверситета, и, когда поступал в магистратуру Академии наук, у меня уже было около 30 публикаций и практически готова магистерская диссертация. Представляете, как нас перегонят дети, если начнут еще в 8–м классе?»

ПРО ТИХИХ ТРОЕЧНИКОВ

Когда в 2009 году при Совете молодых ученых НАН был создан Центр студенческих научных инициатив, одно из первых соглашений было подписано с Минским государственным дворцом детей и молодежи. В нем–то и прописали такую форму сотрудничества, как создание научно–исследовательских кружков для учащихся и студентов младших курсов. Теперь для стремящихся в науку выстроена целая лестница. Во время летних образовательных школ они знакомятся с работой различных лабораторий, затем их приглашают в кружки. Прозанимались год — добро пожаловать на весеннюю конференцию «Первый шаг в науку». Затем желающих принимает Центр студенческих научных инициатив.

Заниматься в Академии наук может любой школьник, ни заслуг, ни рекомендаций не требуется. Нужно лишь с 28 августа по 15 сентября прийти во Дворец детей и молодежи, выбрать направление и записаться. Там же сообщат о времени организационного собрания. И не важно, если в дневнике не сплошь «десятки». Стоит вспомнить, что многие известные ученые именно в профильных предметах поначалу звезд с неба не хватали. Середнячки порой больше способны к абстрактному мышлению, чем зубрилки–отличники. «Дети часто боятся, что наука — это что–то непостижимое, космос. Хотя те, кто приезжает к нам в летние образовательные школы (в этом году было около 300 человек), приходят на семинары, после первого же часа своих лекций раскрепощаются и начинают понимать, что не все так сложно. Надо только начать, приложить чуть усилий», — Владимир Казбанов не устает доказывать, что наука готова принять всех, кому она интересна, кто будет жить творчеством, познанием. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter