Школьная реформа: расписание на завтра

Министерство образования не раз высказывало неудовольствие повышенным вниманием общественности к школе.
Министерство образования не раз высказывало неудовольствие повышенным вниманием общественности к школе. Однако можно понять и общественность: запутавшись в "сути этапов реформирования", она все-таки хочет понять, какие процессы происходят сегодня в образовательной сфере.

Страсти вокруг школы кипят нешуточные. Видимо, поэтому министр образования Василий Стражев решил расставить точки над некоторыми "i".

Как заявил министр, пока в школе идет процесс усовершенствования. Реальные, видимые, так сказать, невооруженным глазом, изменения начнутся в 2002 году, когда в 4-м классе базовой школы дети начнут учиться в режиме пятидневки (7.000 ребятишек, поступивших в школу в 1998-м, уже со следующего учебного года будут заниматься 5 дней в неделю). Ну а суббота - для воспитательной работы и спорта.

Реформа непосредственно касается детей 1992 года рождения и младше. Как же все остальные? Василий Стражев заявил, что в нынешней одиннадцатилетке - а именно она подвергается сегодня резкой критике - "радикально изменить уже ничего нельзя". Уроков, судя по всему, меньше не станет. Ученикам можно рассчитывать лишь на некоторое облегчение учебного материала.

За парты сейчас садятся 95 процентов шестилеток. И у министерства нет сомнений в правильности возврата к обучению с 6 лет. Дети хорошо успевают. К тому же лишь Англия и Дания могут похвастаться такими же условиями, которые созданы для подготовишек в Беларуси. Проблема в другом. Ребятишки неважно подготовлены к школе. И теперь в детских садах станут уделять особое внимание подготовке к школе пятилетних малышей.

Обязательно ли всем учиться 12 лет? Вовсе нет. Обязательна только десятилетка. Тем, кому хватит сил и способностей освоить еще и программу двух лицейских классов, не придется еще 5 лет грызть гранит науки в вузе. Начиная с 2010 г. высшее образование можно будет получить за четыре года. В итоге молодые люди в 22 года получат диплом и право на работу по специальности (в этом же возрасте высшую школу, кстати, заканчивали в 60 - 70-х). А желающих посвятить себя науке ждет магистратура.

Свои изменения в образовательную сферу внесет в ближайшем будущем демографическая ситуация. Следующие 5 лет станут рекордными по количеству выпускников школ. А вот подготовишек уже в 2004 - 2010 годах будет на 40 - 45 процентов меньше, чем обычно. В связи с этим есть надежда, что уже нынче будет принято официальное решение о сокращении количества учеников в начальных классах до 20 человек. А учителям придется дополнительно осваивать либо еще одну специальность, либо классное руководство. Плюс к этому ожидается сокращение приема в учебные заведения, где готовят учителей начальных классов.

Много споров вызвала 10-балльная система оценки знаний. В течение 2 лет она апробировалась в 300 школах республики. Экспериментаторам - и педагогам, и ребятам и их родителям - она пришлась по душе. Вскоре начнется выпуск дневников, где будет указано, на сколько баллов "тянут" привычные оценки. Несмотря на то, что переход к 10-балльной шкале запланирован на следующий год, она может быть введена хоть с 1 сентября. Окончательно вопрос о сроках решит съезд учителей.

В своем реформаторстве мы уже не одиноки. С сентября переход на 12-летнее обучение начинает Украина. Осуществит подобный переход и Россия, но пока в порядке эксперимента, в котором будут участвовать 20 процентов школ каждого региона.

В публичных выступлениях руководство Министерства образования предпочитает не слишком вдаваться в содержательную сторону реформы. Мол, народу это неинтересно. Ну как сказать. Ведь, по большому счету, цель реформы - не пятидневка и не 10-балльная система оценки знаний, а качественно новое содержание образования. Оно апробируется в 19 школах республики. Содержание-то новое, а проблема возникает старая - перегрузка учеников. В экспериментальном 7-м классе, к примеру, объем учебного материала не укладывается в отведенное для его усвоения количество часов... Есть и еще один вопрос. Как выразилась директор одной из экспериментальных школ: "Кто сегодня может реально оценить, что мы тут наработали?" Времени на это остается не так уж много...

Вывод можно сделать следующий: критиковать сегодняшнюю школу уже поздно, а завтрашнюю - еще рано. Хорошо бы не пришлось вовсе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter