«Настоящая жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями»

Школа злословия

Кто не знает известного театрального критика и просто тутбайку Анастасию Панкратову? Никто не знает. Потому как журфак БГУ окончила она 15 лет назад, а все так и пишет: о живописцах и об офтальмологах, про игрушки до 3 лет и про 100‑летние дома, о пиратах и о пианистах… в общем, девушка ищет себя.

Другое дело — Денис Мартинович, «редактор отдела, автор театральных и литературных рецензий». Историк из него очень так себе, вот человек и нашел себя в культуре, где за язык поймать сложнее.

Эта парочка специально сходила на открытие 101‑го сезона Купаловского театра. И чтобы стены внимательно осмотреть, и за публикой украдкой понаблюдать, и в буфет непременно заглянуть. Но главное — чтобы написать заказанную рецензию. На старую‑новую «Паўлiнку».

Они и написали. Нечто. Где рефреном повторяется один вопрос: «Неужели в таком состоянии надо выходить на сцену? Надо ли занимать его в новой постановке? Или объяснение все то же — в «Паўлiнцы» некому играть?»

Как две соседки на кухне, парочка судачит о сидящих сзади зрительницах: те «обсуждают свое участие в автопробегах «За Беларусь». Парочка страдает одновременно и от золотухи, и от другого: «Партер был полон, и о социальной дистанции говорить не приходилось». Не впечатляет парочку и начало сезона: «В момент появления ведущей мы чувствовали себя как на каком‑то съезде: после каждой фразы актрисы звучали аплодисменты».

Уровень понятен. Да они и не скрывают: не спектакль они пришли смотреть. И даже не рецензию писать. Им дали задание: обгадить. Вот они и тужатся, как умеют.

А умеют, что Мартинович, что Панкратова, мало. Даже неловко читать их попытки задеть купаловскую молодежь: «Танцевать она еще не очень умеет», «Неправильно произносит белорусские слова», «Студенческий уровень игры», «Студент даже не отодвигается, чтобы попасть под фалды»…

Я далеко не знаток театра, но вот это кто, пардон муа, изрекает? Историк по образованию, регулярно на страницах своего недоСМИ гадящий на нашу общую историю? Журналистка по образованию, шедевром которой является статья «Провели один день в автосалоне, где продают машины с пробегом»? Заодно и лучший день в ее жизни, да?

Но особенно противно слышать из их уст (ладно, уст, все же о театре разговариваем) слова о Геннадии Овсянникове: «В таком уважаемом возрасте (Геннадию Степановичу недавно исполнилось 86 лет), пожалуй, любой актер играет самого себя. Но все‑таки очень обидно видеть, как Овсянников откровенно недорабатывает: Агата бьет кнутом в его направлении — ноль реакции, во время танцев надо поднять руку — актер лишь имитирует движение. Возможно, дело в здоровье. Хотя, если играть некому, на сцене понадобится каждый».

Это — скотство. И вот почему. «Больших материальных выгод от звания народного артиста СССР Геннадий Степанович не получил… Согласитесь, весьма скромная награда для — без преувеличения — легендарного актера, который, несмотря на солидный возраст, достаточно активно занят в репертуаре», — писал тот же Мартинович ровно год назад. Год всего прошел!

«TUT.BY присоединяется к поздравлениям в адрес великого купаловского актера и желает ему здоровья и новых ролей!» — вот так было, прежде чем портал окончательно стал просто тутбаем.

«Считать роли своей актерской удачей могут немногие. Среди тех, кто держит марку, — народные артисты Геннадий Овсянников и Арнольд Помазан, актеры буквально купаются в роли и молодеют на глазах, — гордился близостью с великими тот же Мартинович в октябре 2014‑го. — Если для Помазана роль остается эпизодической, то Овсянников создает глубокий образ народного философа».

И надо быть абсолютно душевно тупым, чтобы не понимать: такие вот мартиновичи, усерд­но пашущие на нивах да тутбаях, приложили немало усилий, чтобы испортить тому же Овсянникову и здоровье, и настроение, и начало 101‑го сезона в любимом театре. Отнюдь не панкратовых заслуга в том, что у них это не получилось.

Былая команда купаловцев, в которой добрая половина оказалась искателями приключений, посадила свой бывший корабль и товарищей на мель. И сбежала с корабля. Но флагман починили, набрали новую команду и подняли ввысь паруса. Молодые научатся, старики поделятся секретами — и наш Купаловский очень скоро вновь займет свое первое место в строю.

А в загаженной кильватерной струе так и останутся все просто тутбайки. Которым только и остается, как шипеть в буфете: «Берем чай за полтора рубля (а не коньяк за четыре), к тому же бутерброды с семгой быстро закончились».

Так на вас и рассчитано не было. Уж простите, накипело.

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter