Школа: сегодня и завтра

Совершенствование среднего образования не предполагает «ломки». Все лучшее будет сохранено!На вопросы «СБ» отвечает председатель Комиссии по анализу системы общего среднего образования, Первый заместитель Главы Администрации Президента, академик Анатолий РУБИНОВ

Совершенствование среднего образования не предполагает «ломки». Все лучшее будет сохранено!


На вопросы «СБ» отвечает председатель Комиссии по анализу системы общего среднего образования, Первый заместитель Главы Администрации Президента, академик Анатолий РУБИНОВ


В ближайшие дни на рассмотрение Президенту будет представлен проект декрета, который изменит жизнь школы уже 1 сентября. Какой будет система среднего образования? Как скажутся перемены на качестве знаний учеников и образовательном уровне общества в целом? Как отразятся на учебной нагрузке школьников и педагогов? Об этом наш сегодняшний разговор.


— Анатолий Николаевич, так насколько радикальные перемены ждут школу?


— Как можно меньше ломать, не отказываться от того, что прижилось, что работает и дает хорошие результаты — именно этими принципами руководствовалась наша комиссия. За время реформы образования сделано немало, мы продвинулись далеко вперед, на мой взгляд, дальше, чем другие страны СНГ. И если бы дело касалось только учебных программ, то речь бы шла лишь об их шлифовке, быть может, изменении каких–то акцентов. Но в этом году предстоял переход к двенадцатилетке. И встал принципиальный вопрос: нужно ли детей–акселератов, как правильно заметил Президент, оставлять в школе еще на год? По поручению Главы государства было проведено совещание с широким представительством. Возможность высказаться получили все: и педагоги, и руководители учреждений образования, Министерства образования, общественность. И уже тогда в общем–то стало ясно: резонов вводить двенадцатилетку нет. Более того, речь вновь зашла о том, что дети по–прежнему перегружены, большинство учится 6 дней в неделю (при том, что у взрослых 5–дневная рабочая неделя!), что учебники заумные, некоторые задачки в них не могут решить даже родители с высшим образованием... Когда коснулись профильного обучения на старшей ступени, выяснилось, что профилей должно было быть около 20: кого–то предполагалось ориентировать на юриспруденцию, кого–то на филологию, кого–то на экономику... А зачем, скажите? Вы полагаете, что, с детства натолкав в маленькую головку специальных знаний, обеспечите ребенку в дальнейшем хорошую профессию? Увы, как показывает мировой опыт, это заблуждение. На самом деле такой профилизацией можно сузить его представления о мире, погасить интерес к его познанию, изучению процессов, в нем происходящих, обеднить восприятие того, что происходит вокруг. Способность даже к таким вполне рациональным предметам, как, скажем, математика или физика, имеет не рациональную, а эмоциональную природу, понимаете? И если нет познавательного интереса, вдохновения, то и от знаний толку большого не будет.


Словом, вопрос по переходу на двенадцатилетку потянул за собой множество других проблем! По поручению Президента была создана специальная комиссия, перед ней поставлена четкая задача: разобраться в ситуации, выслушать мнение всех заинтересованных сторон и навести в системе среднего образования элементарный порядок. На мой взгляд, комиссия поработала довольно тщательно, проблемы обсуждались заинтересованно и откровенно с учителями, директорами школ, гимназий, лицеев. В результате выработана четкая позиция, которая позволит оптимизировать процесс обучения в школе.


Итак, ни у кого не вызывает сомнений: 11 лет в школе вполне достаточно. Дети пойдут в первый класс с 6 лет (за исключением случаев, когда здоровье не позволяет) и получат полноценное среднее образование по единой программе. Сохраняется три ступени: начальная школа — 1 — 4–е классы, средняя ступень — 5 — 9–е и старшая — 10 — 11–е. Пятидневка для всех. Суббота — для занятий спортом, воспитательных мероприятий, факультативов. Мы постарались выполнить это требование Президента, удержавшись от искуса решить проблему перегрузки за счет летних каникул или компенсировать большим количеством уроков. На наш взгляд, вполне реально, даже в старших классах, имея не более 6 уроков в день, пройти учебную программу за 35 недель и 1 июня дружно отправиться на каникулы.


— А что же будет с профильными, лицейскими и гимназическими классами?


— Никто не собирается при переходе на универсальные программы лишать ребят возможности углубленно изучать предметы, которые им по душе! Хочет ребенок знать больше — пожалуйста: пусть ходит на факультатив во внеурочное время. Причем мы предлагаем, чтобы учителям такие занятия оплачивались так же, как и обычные уроки. Важно предоставить каждому школяру возможность развивать свои способности. А уж как ученик ею распорядится — его дело. Не потянул факультатив по математике, перешел на химию. И там неинтересно? Никто не заставляет посещать! Вполне демократичный подход, гибкая система, позволяющая наряду с получением общего среднего образования развивать творческие наклонности детей.


Кстати, лицейским и гимназическим классам, лицеям и гимназиям также предстоит перейти на пятидневку. Предполагается сохранить классы с эстетическим уклоном (музыкальным, хореографическим, художественным, театральным) и спортивной направленности. Там «профильные» предметы будут преподаваться с 1–го класса (в общеобразовательных школах с 8 — 9–го), но опять же на факультативном уровне. Знания знаниями, а здоровье детей важнее.


— Не скажется ли переход от систематических занятий к факультативным на качестве школьной подготовки?


— Сегодня среди родителей существует какой–то нездоровый образовательный ажиотаж: ах, этот уже углубился, а мой еще нет! Тот с репетитором занимается, надо немедленно и нашему нанять! Ну зачем, спрашивается, в школе изучать то, что потом станут преподавать на 1–м курсе вуза, но на ином качественном уровне?! Во–первых, квалификация после окончания среднего специального или высшего учебного заведения очень мало зависит от школьного багажа. Во–вторых, по моему убеждению, раннее деление детей на способных и не очень ни к чему хорошему не приводит. Ведь в классе не только учатся, но еще и общаются, дружат, любят – не любят. Это небольшая социальная ячейка. Насколько она важна, сужу по себе. Учился в послевоенные годы. Тогда была безотцовщина, сами знаете. И в классе были не только прилежные отличники, но и хулиганы, и середнячки. Считаю, что этот опыт нерафинированного общения был полезен для жизни. Поэтому скажу так: дайте ребенку спокойно окончить школу, дальше жизнь все сама расставит по местам.


— Насколько я понимаю, следующий год окажется весьма непростым для 9– и 11–классников, которые учатся по 12–летней программе и которые нежданно–негаданно станут выпускниками...


— Согласен, придется напрячься. За год предстоит освоить учебный материал полутора лет. Перед Министерством образования поставлена задача к 1 сентября нивелировать программы с тем, чтобы на момент выпускных экзаменов ученики, скажем, 9–х и 10–х классов имели равный уровень знаний. То есть для одних учебный материал должен быть расширен, для других — упрощен. Безусловно, действовать тут следует с умом, очень внимательно, чтобы не получилось так: механически выбросили темы, а потом выяснится, что они важны и включены в экзаменационные билеты. Что же до пересмотра программ для других классов, то это дело не одного дня. Резервы есть: к примеру, 25 процентов времени в 11 — 12–х классах отводилось на профильное обучение, от которого решено отказаться; нет смысла изучать второстепенные предметы вроде «Основ безопасности жизнедеятельности», ряд отдельных дисциплин будет интегрирован в единые учебные курсы.


— Анатолий Николаевич, насколько обоснованны слухи о возврате к 5–балльной системе оценок?


— Необоснованны. Оценивать можно как угодно — хоть разноцветные флажки рисовать... По большому счету, не было надобности переходить на 10–балльную шкалу, но уж коль скоро она введена, все привыкли — зачем опять что–то менять?


— В связи с изменением учебных программ будут ли меняться требования к абитуриентам?


— Это тема для отдельного разговора. Скажу лишь, что да, будут. В основном в сторону упрощения. Сложность тестов, скажем, по математике, физике необоснованно завышена. Ну включили в них задачки, с которыми никто справиться не может, — и что? Нам же надо уровень знаний человека оценить, а не его способность решать головоломки! Тестирование как форма проведения вступительных испытаний себя абсолютно оправдала, но, конечно, нуждается в совершенствовании. Один недостаток уже исправлен: в этом году будет действовать более адекватная система выставления оценок.


— В редакционной почте «СБ» немало писем от учителей. Один из вопросов, который их волнует: не потеряют ли они в результате преобразований в зарплате?


— Школа — важнейшее звено в системе воспитания гражданина. Какими мы выйдем из ее стен, во многом зависит именно от педагогов. И их труд, безусловно, должен оплачиваться достойно. Поэтому мы предлагаем на фоне снижения учительской ставки с 18 до 16 часов в неделю повысить надбавки за категорию, ввести категорию для молодых специалистов. Это, с одной стороны, позволит учителям больше времени уделять воспитательной работе с детьми, а с другой — станет хорошим стимулом для повышения педагогического мастерства.


Как видите, вырабатывая единые подходы, наша комиссия учла интересы и учителей, и учеников, и родителей, и общества в целом. Хочу подчеркнуть: предстоящие преобразования следует рассматривать не как возврат к прошлому, а как шаг вперед по совершенствованию школы, созданию системы общего среднего образования, позволяющей всем детям получить прочные знания и выбрать свой путь в жизни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Татьяна
не понимаю одного - где все были 10 лет и почему только сейчас поняли, что 12 лет это, оказывается, много?
Pavel
Опубликуйте учебные планы для будущих "раненый" 11 классов.<br /><br />Почему играем "в тёмную"? Возможно, что после такого эксперемента увеличеться работа больниц и особенно психо.
vicious
Где планы???? Почему в Мин.Образования делают вид, что ничего не знают? Где обсуждение проектов? ГДЕ!????????
Александр Анатольевич
Уважаемый Анатолий Николаевич!<br /><br />Если вы взялись за реформирование системы образования , то пожалуйста доведите дело до логического конца на всех этапах от поступления в школу до зачисления в ВУЗы СУЗы. Про школу писать не буду. <br /><br />Хочу обратить Ваше внимание на следующие моменты.<br /><br />1.Уровень знаний обычной школы и гимназии должны быть равны для решения тестов при поступлении , иначе мы переместим проблемы абитуриентов в 5 класс при наборе в лицей, гимназию. И уже в этом возрасте дети должны будут выбирать свою будущую профессию. Резкий рост желающих поступить в гимназию в нашем городе в этом году уже наблюдается.<br /><br />2.Институт контроля знаний живет своей жизнью, и в течении нескольких лет у меня сложилось впечатление, что он создан не для всех нас, а мы созданы для него. Тесты необходимы для оценки знаний, но порядок в сложности тестов надо наводить. <br /><br />3.Полное отсутствие профориентации при поступлении в ВУЗ. Абитуриент сдает тесты, считает баллы и думает, куда он может поступить.<br /><br />Подает документы в один ВУЗ, а в последний час перед поступлением, когда видит, что не проходит по баллам, перемещает их в другой ВУЗ на совершенно другой профиль(по убывающей мед-пед- вет-агро). Выброшенные на ветер государственные средства.<br /><br />Необходимо в законодательство внести поправки и определяться с подачей документов до сдачи тестов!!!
Михаил
Я вот что хочу сказать все кто занимает должности в данной сфере просто просиживают свои штаны! А раз дырок слишком много нужно себя как то занять вот и делают вид что работают. Реформы как известно это нечто большее чем переход от 5 - к 10 ти бальной шкале оценки.. Теперь вот в чем проблема те люди которые счас учились по 12 летней системе они останутся за бортом - их не примут ВУЗы их слишком много(хотя даже после окончания этих ВУЗов "недоспециалисты" просто так врядли смогут найти работу). Без образования тем более еще труднее будет что то получить. Эта критическая "масса" не только создаст конкурс - хотя скорее всего и с низкими баллами, но и проблемы у тех кто учился по 11 летней системе. Кстати !!! ввели оплату за тесты - я например имею пару сертификатов от Microsoft заплатил пару тысяч долларов но это настоящие сертификаты и они нужны специалисту. - Но откуда у школьника деньги??? тоесть что бы сдать тесты нужно минимум 30 тыс. бел. руб. Это что БЕСПЛАТНОЕ образование. Оно уже не бесплатное! Почему такие сертификаты даются только на один "сезон" - знания так быстро не пропадут. У людей много вопросов - о качестве образования - работодателю все равно - хотя он и указывает что нужно ВО - по многим специальностям невозможно получить все - и знания и опыт. Еще мне так кажеться что все "опыты" над образованием проводяться с участием наших же денег! Например известно что МО заключило договор на покупку ПО от Microsoft - но непонятно зачем - да это нужно, но "специалистов" с таким ПО не будет.! Есть альтернативы - почему их не рассматривают. Так и во всем остальном :(.
Галина Ивановна
Скажите, что будет с предметами музыка,МХК,ЧОГ? По телевизору сказали, что их отменят, но в прессе ничего не оговаривается.Ответте, пожалуйста!!!!!!!
СтранNIK
Вначале взялись за кандидатов и докторов. В гуманитарной области стало практически не возможно защитится. <br /><br />Затем продолжили в высшем образовании. Делили, делили, разделили на две ступени. Результат так же "мутный" вышел. <br /><br />Наконец, за среднюю школу взялись. Нагородили не знамо что, и теперь вот расхлебываем.<br /><br />Может лучше с начало померить, чем сразу резать? А то ведь косо и криво получается.
olga
Самое страшное, что режут по живым детям!!!! Легко говорить, что 9-10-классникам не повезло, если это не твой собственный ребенок!!!
Елена
"Согласен, придется напрячься. За год предстоит освоить учебный материал полутора лет." <br /><br />Напрячься... Не мягко ли сказано? Вам не кажется, что если какой-то материал долгие годы проходили, например, за две четверти, то в этом был какой-то смысл? И пройти его за одну четверть будет очень сложно. А обучаясь "пять дней в неделю"... Невозможно! Или эти пятедневки, факультативы и каникулы - не для бедных десятых классов, которым нужно будет просто подвиги совершать! <br /><br />Нынешним десятиклассникам придется очень сложно. Помимо "ускоренного" прохождения школьной программы, им предстоит еще и огромный конкурс в ВУЗы. И они будут в гораздо более тяжелом положении, чем одиннадцатиклассники, которые изучали предметы положенные два года.<br /><br />Не намного легче будет и девятиклассникам.<br /><br />Реформы, это ,конечно, хорошо, но нельзя ведь ЛОМАТЬ СУДЬБУ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ! <br /><br />Представьте,сколько учеников в следущем году не поступит в ВУЗы. Представьте, сколько людей останется без желанной профессии. Представьте, сколько не смогут за оставшийся год выбрать подходящую, нужную профессию. Это ведь действительно СЛОМАННЫЕ СУДЬБЫ. <br /><br />Не слишком ли высокая плата за реформу образования? Быть может, реформирование следовало бы начать класса с пятого, когда программу можно было бы сжать без вреда для ребенка? Ведь реформа образования должна ПОМОЧЬ детям.
Pavel
Интервью почитали, стало больне вопросов, чем ответов.<br /> <br />
Вот он говорит: "Согласен, придется напрячься. За год предстоит освоить учебный материал полутора лет. Перед Министерством образования поставлена задача к 1 сентября нивелировать программы с тем, чтобы на момент выпускных экзаменов ученики, скажем, 9–х и 10–х классов имели равный уровень знаний. То есть для одних учебный материал должен быть расширен, для других — упрощен. Безусловно, действовать тут следует с умом, очень внимательно, чтобы не получилось так: механически выбросили темы, а потом выяснится, что они важны и включены в экзаменационные билеты. Что же до пересмотра программ для других классов, то это дело не одного дня. Резервы есть: к примеру, 25 процентов времени в 11 — 12–х классах отводилось на профильное обучение, от которого решено отказаться; нет смысла изучать второстепенные предметы вроде «Основ безопасности жизнедеятельности», ряд отдельных дисциплин будет интегрирован в единые учебные курсы."<br /> <br />
Здесь про нынишних 10 классников ничего не скзано. Покрайней мере ничего не понятно. Какие полутора лет??? Если все два!!!! Что будет с вступительной компанией 2009 года??? Такое впечатление, что дети (школьники) как солдаты в штрафных батальёнах.
Аноним
Классно вы про факультативы сказали! типа ходит тот, кто хочет! а как насчет того, что факультативы ведут те же преподаватели, что и занятия? поэтому автоматически срабатывает- не ходишь на факультатив, значит, не любишь мой предмет, значит, можно и позасаживать. кстати, мое мнение по поводу теперешней школы целиком отрицательное. во-первых, нагрузки. только не надо говорить мне, что 6 день свободен. я закончила школу год назад и еще прекрасно помню свои 3-4 урока в субботу+ никому не нужные мероприятия, которые отнимают кучу времени, потому что к ним нужно подготовиться. да еще система оценок, в которую, извините, наши учителя еще не въехали. в итоге: посаженное здоровье у 18 человек из 20. это я говорю по нашей группе, в которой и сахарный диабет, и лейкимия, и сердечные приступы встретишь. это в 18 лет...
San4o
Уроды. Поубивал бы за такое!
Елена
Как могут быть "Основы безопасности жизнедеятельности" второстепенным предметом?!<br /><br />Считаю, что знание основ безопасности жизнедеятельности необходимо человеку в первую очередь и не только тогда, когда он учится в школе. Эти знания необходимы человеку в течение всей его жизни.
Михаил
это опять я :) нашел очень интерестную историю - самый раз для нашего образования.<br /> <br />
Искусство убивать драконов<br /> <br />
Когда-то давным-давно в маленькой горной деревеньке жил мальчик. Он был хорош собой, ловок и очень умён. Он быстро учился всему, чему могли его научить взрослые, живущие в той же деревне: он давно умел изготавливать посуду из глины, ткать, ловить рыбу, был лучшим охотником и самым искусным наездником.<br /> <br />
Однажды с самой высокой горы спустился в деревню старец, который сказал ему:<br /> <br />
— Ты научился всему, что могут тебе дать твои родные. Пойдем со мной, и я научу тебя искусству убивать драконов. Это очень древнее искусство, и оно требует много времени, сил и желания. Немногие способны освоить его. Но и ты — необычный мальчик.<br /> <br />
И мальчик согласился.<br /> <br />
И тогда они ушли из этого селения и уединились в заброшенном замке, где старец начал учить его искусству убивать драконов. Много лет понадобилось мальчику, чтобы освоить все навыки. Даже после смерти старца, он настойчиво продолжал тренироваться, следуя по памяти его советам.<br /> <br />
И вот в один прекрасный день он понял, что овладел искусством убивать драконов. И тогда он обошёл все леса Земли, все поля и страны в поисках дракона и нигде не нашёл его. Тогда он решил подняться на самую высокую гору и осмотреть Землю с её высоты. Он потратил на путь к этой горе и на подъём ещё несколько лет своей жизни, но и, поднявшись на гору, он нигде не увидел дракона. И тогда он понял, что на Земле уже давно не осталось ни одного дракона.<br /> <br />
И тогда он спустился с горы в маленькую горную деревню, где нашёл самого умного, самого талантливого мальчика, который давно уже узнал всё, что могли ему сообщить жители его деревни, и стал учить его искусству убивать драконов. <br /> <br />
Взято с http://habrahabr.ru/blog/parables/428...l#habracut
светалана
Когда было 5-ти балльная система 1,2 ставить нельзя- эти оценки учитель ставит себе. 10-ти балльная система - это не оценка, это баллы. а что в итоге? 1,2 ставить нельзя- эти оценки учитель ставит себе !?
Александр
Михаил, вы очень дорого заплатили за сертификаты Microsoft, раз в десять точно.
Pavel
Белта сообщает: "Как и в минувшем учебном году, учащимся девятых классов предстоит сдать четыре экзамена, а выпускникам средней школы - три."<br /> <br />
Какие 9 классы? Я не понимаю, что твориться вэтом государстве.
Шабуня Вера
Удивила фраза насчет профильного обучения о "наталкивании с детства в маленькую головку специальных знаний". Ведь речь-то шла о профилизации на старшей ступени обучения в 11 - 12 классах и фактически о профильной подготовке к поступлению в ВУЗ. Если у 17-летних молодых людей маленькая головка, то к какому же возрасту она вырастает до нужных габаритов? И совершенный бред про 20 профилей! Достаточно 4 профиля: гуманитарный, физико-математический, химико-биологический и общеобразовательный. По-моему, именно такие профили и назывались в начале реформы для перехода к 12-летке. И еще по поводу природы способностей: познавательный интерес - это замечательно, но если бог не дал ребенку абстрактного и логического мышления, увы... усвоить на высоком уровне такие предметы как физика, математика, химия он не сможет.
Анастасия
ПОчему когда вводили двенадцатилетку был "резон" ее вводить,а сейчас он исчез??<br /> <br />
Почему нельзя детям дать возможность доучиться без нервотрепки?выпускникам 11-летки спокойно поступить без огромнейших конкурсов???? пора признать что опять ПРОМАХ...((((
Анатолий Сафонов
Меня не удивляет то, что именно газета "СБ" занимается вопросами образования, как пишет один из читателей данной рубрики. Министерство образования самоустранилось, на сайте МО молчат, эта проблема нужна лишь журналисту Галине Торопецкой и Анатолию Рубинову. Учителя сидят в школах и ждут, "что скажут сверху...", а там никакой инициативы, уже натворили делов и ждут, что им скажет Рубинов. А надо идти в народ, к учителям, проводить обсуждения (да, забыл, в школах Интернет только на бумаге) на сайтах, использовать новые технологии общения, проводить тренинги по вопросам и проблемам образования. А у нас все молчат и чего-то ждут?! За нас это никто не сделает и, от того, какое участие мы примем в обсуждении, таким и будет в будущем наша школа. Работники РайОО должны пойти сейчас в массы, министерство образования должно организовать, как это сделала "СБ", обсуждение данной проблемы. Выкладывать интересные предложения на рейтинги голосования... Надо работать, решается судьба не только детей, но и учителей, руководителей! Надо сделать так, чтобы все были услышаны и не принимались необдуманные решения, чтобы финансово не пострадали учителя, потеряв нагрузку и не пострадали дети, недополучив знаний или, получив их слишком много и ненужных....<br /> <br />
С уважением.<br /> <br />
http://sad-bel.at.tut.by
ирина
Пятидневка? Где она? <br /><br />Теперь суббота станет самым загруженным днём для ответственных учеников. Сначала факультативы. затем спортивные мероприятия. а на закуску тематические мероприятия. А как же не придти Ведь учителя убеждают, что это очень важно и необходимо. А ведь ко всему нужно подготовится!
Сергей
Нашёл любопытную информацию. Оказывается, когда-то планировали из-за 12-летки поднять призывной возраст (http://am.zoomby.org/node/55). Теперь похоже заглохло и с тем, и с этим...
Alex
Так факультативы на самом деле важно и необходимо. К поступлению за счёт одних уроков не подготовишься. Самостоятельная работа и это... Иначе только репетитор. Так что пятидневка как была мифом, так и останется. особенно в переходный период
Stefani
А школу, господа, вы всё-таки завалите. Как завалили практически всё.
Родители
Понапридумывали!<br /> <br />
То им 11, то 12 лет образования подавай! Мы в своё время учились 10 лет и прекрасно всё знали. Наши дети сейчас закончили 10 класс ("старая 11-ка") и нас "обрадовали": вместе с ними будут через год заканчивать школу дети, которые на год наших младше...Нам это "ОЧЕНЬ понравилось"!!! РАЗВЕ ТРУДНО БЫЛО ПОДОЖДАТЬ ГОД ИЛИ ДВА С ПРИНЯТИЕМ ЭТОЙ РЕФОРМЫ??????????? ? <br /> <br />
Мы с принятием её в этом году РЕШИТЕЛЬНО НЕСОГЛАСНЫ!<br /> <br />
Хотя, то нас будет слушать...
Евгения
Какое количество учащихся предполагается посадить в класс? А может об этом никто не думает? Как можно работать учителю по неразработанным программам, в ускоренном темпе, в классе с количеством учеников около 30? Как одновременно научить тех кто из всех сил будет стремиться получить достаточные для поступления в ВУЗ знания и тех кому они не очень нужны? Ведь они будут по уровню своих интересов на разных полюсах. Кто решил, что "гимназические" возможности нужны только горстке детей? После всех преобразований мы потеряем талантливых, с "непробивными" родителями, детей. Факультативы не помогут и учитель, каким бы хорошим он не был, к сожалению, не кудесник.
Айгын
Я тогда поверю в реформу образования и белорусское экономическое чудо, когда не надо будет учителям каждый год своими силами делать ремонт кабинетов, предварительно упрашивая-убеждая-умоляя родителей сдать на эти цели деньги. Кто сколько может.
Прохожий
Очевидно, что на данном этапе государству нужны не грамотные специалисты, а недоучки, которых и в школе не доучили и в ВУЗе нормально обучить не смогут. Думать им все равно не придеться, потому как после подобных реформ перспектив у молодежи никаких не останется.<br /> <br />
Вот так и распознаются истинные социальные приорететы в стране - сначало АМАП, а затем бакалаурят! Достаточно сравнить зарплаты сержанта мвд и профессора кафедры.<br /> <br />
А в какую обертку это завернут - совершенно не важно. Ведь в стране нет денег для полноценного образования молодежи - страна то обанкротилась, а значит придеться школьникам довольствоваться меньшим уровнем. Этак по убывающей 12 лет, 11 лет, 10 лет...<br /> <br />
Увы, но мне искренне жаль этих мальчишек и девченок, которые еще и в жизнь то не вошли, а им уже перспективы обрубили!<br /> <br />
P.S. Думаю, что у редактора не хватит смелости опубликовать этот комментарий. Уж слишком привыкли в этой газете дифирамбы петь.
Ирина
Я с вами согласна.<br /><br />Нельзя убирать профили и лишать талантливых детей такой возможности
Irina
Почему все в комментариях говорят о времени обучения, но никто не говорит о содержании. Как бы не получилось по-прежнему: учебные планы урезали, а все изучаемые темы остались, потому что, видите ли, жалко что-то выбрасывать. при этом каждый "специалист" проталкивает, лучше сказать, лоббирует важность своего предмета. Поэтому всем нужно смотреть не только на то, сколько часов в неделю отведут на тот или иной предмет, а на то, что именно будут учить дети. потому что, считаю, есть очень много тем по биологии, химии, физике, да и математике, которые вполне могли бы изучить уже на первом курсе студенты соответствующих профильных вузов, а не спихивать все специальные знания в среднюю школу. во тогда можно будет говорить о разгрузке учеников. а если все темы останутся на месте, то чтобы из номально выучить, не хватит и 12 лет.
Igor
10 лет назад принималась реформа. До конца задуманное не довели (ведь предполагалось абсолютно другое к чему пришли), теперь новые изменения.<br /><br />Абсолютно согласен: "Реформы, это ,конечно, хорошо, но нельзя ведь ЛОМАТЬ СУДЬБУ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ!"
Stuborn
Отлично, начинаем программу отупления нации...скоро будем знать географию так же, как её знают в США (Европа это где-то во Франции, да?)
Ученица 10 класса 12-летки
Обидно, что на нас проводят эксперименты, будто мы - лабораторные мыши. Скажите, вот сейчас говорят, что 12-летка - это была ошибка, одному человеку не понравилось это - и все побежали выполнять его приказы, тем самым спасая свои жалкие задницы. А дать нам шанс закончить нормально школу, без всяких реформ, чтобы посмотреть - а было ли это ошибкой или нет? Знаете, совет тем, кто сидит наверху - подредактируйте учебники - глупо повторять в 9-ом классе то, что уже было пройдено в 5-ом или 7-ом классе. Вы говорите, что учебники сложные или родители не могут выполнить домашние задания своих детей? Это глупость!!! Просто вы нашли каких-то особо тупых, по-другому не скажешь, родителей... Все простое, просто для понимания надо немного усердия и работы, а не полного пофигизма. А таких учеников у нас много. Но не надо всех равнять по ним. Знаете, я очень хочу нормально учиться - 6 дней по 6-7 уроков в день (это очень даже нормально) до 25 мая и с углубленным изучением определенных предметов. И мне совсем не хочется в быстром темпе изучать 2 года за один, причем на них приходится самая сложная информация, которая потом нужна для поступления и будущей профессии. Этой реформой наш выпуск просто выкинут за борт. Да, и вообще, знаете бочку Либерха? Этой реформой вы сметете все к минимуму - тем самым ухудшив качество образования и затормозив умных и способных, хотящих учиться, учеников...
Питерский белорус
Чем провинились профильные классы? Даже при советской власти были "английские", "математические" и др. классы и школы. Создается впечатление, что нынешняя белорусская власть просто боится по-настоящему образованных людей, знающих, например, иностранные языки в совершенстве.
Белоруска
О чем вообще можно говорить с "реформаторами" после того, что они собираются сделать с Историей Беларуси!!!! Как можно додуматься свести изучение истории родной страны до нескольких параграфов в контексте всемирной истории!!!! Мало того, что весь мир показывает на нас пальцем, т.к. большинство не знает родного языка... так теперь давайте еще и свою историю забудем...<br /> <br />
Прощай национальное самосознание (так и не успевшее сформироваться)..... Да здравствует Советский Союз...((((((
ПАДОНАЧЕГ!
Белоруска права!! По белорусски помню только ГАРЭЛКА! да и то не знаю как пишется правильно!
sergIK
У меня мать в школе работает. Она как-то приходит домой и рассказывет, что к ней подходят дети (10 класс) и говорят, что им реально страшно, т.к. они не знают, что будет через год. Вообще, что им делать, ведь они "планировали" ещё гла 2 минимум поучиться, а им говорят, что через год в школе их уже никто ждать не собирается. Я как бы далек от всех этих школьных организационных заморочек, хотя смотрю, что некоторые профессора, которые и посоветовали реформу свернуть, вообще наверное проработали в образовании начиная с революции. Вся проблема в том, что у нас все во всем профессионалы. Те кто хочет и может что-то толковое сделать, их обычно и не слушают, везде административный ресурс. Хотите "зажравшихся настауникау" в землю загнать, так им уже хуже вы точно не сделаете. Детей жалко, выпало им пожить в такое время.
Папа
А можа так и трэба...???
Елена
Сколько тысяч учителей остается без работы?Как можно возродить культуру нации убрав все эстетические предметы? "УМНИКИ" противоречат сами себе! Все гениально!  
Ученик
Зачем было вообще вводить "двенадцатилетку"? Мне кажется, что это просто прихоть Того, Что Сверху. Захотелось провести опыт, а подопытные кролики (то бишь ученики) страдают. Да и насчёт 5-6 уроков "загнули". Будет на самом деле 7-8 уроков как минимум!
Вадим Михайлович
Александр Анатольевич верно заметил. У нас, как обычно, нарушена причино-следственная связь. Вопрос "кто для кого?" находит у всех однозначный ответ. Конечно МЫ ВСЕ для НИХ. Ребята из института контроля знаний, что вы делаете? Это же наши дети! Вы сами поступали в ВУЗы на таких условиях?
учитель истории
Граждане, что происходит? Сколько эти реформы будут продолжаться? Просмотрела коментарии. Положительных отзывов нет, а это говорит о многом. Что будут делать дети выпускники следующего года, их просто выбрасывают. Люди - реформаторы, у вас свои дети в каких школах учатся? Про историю вообще уже говорить сложно, мы ведь так хотели воспитать патриотов, развивать туристический бизнес. А получится, что не будем помнить своего родства, прежде чем возить туристов нужно самим знать и гордиться своей страной, городом. Пока нет слов, одни мысли.....
Илья
А Вы задумывались - кому, вообще, нужно национальное самосознание? Это как религия. Есть пастер должна быть и паства. И другой паствы быть не должно! В 1967 году я поступил в институт. Студенты говорили и на русском языке и на "мове", и ничего. Даже было интересно. и экзамены сдавали на любом языке, кому как было удобно. А теперь "мова" стала инструментом политики. "Родная мова" и белорусская мова теперь синонимы. А это насилие вызывает протест. Почему кто-то решает за меня, что для меня родное? Почему кто-то должен копаться в моем самосознании?
Илья
Люди, АУ!<br /><br />Общество живет реформами и без реформ умирает! История подсказывает: если мы говорим, что для этого время еще не наступило, оно не наступит никогда! Реформирование – это вынужденный процесс преобразований существующих политической и (или) экономической систем государства, осуществляемый по инициативе и под руководством власти и направленный на повышение эффективности этих систем. Вместе с тем все новое вызывает дискомфорт и общество, как правило, не принимает перемены. Таким образом, власть вынуждена идти на непопулярные меры. В противном случае сам народ инициирует эти реформы, а это, сами понимаете, уже будет называться не реформой, а революцией!<br /><br />Тому поддтерждением и эта дискуссия. Предложило государство (и тот же самый господин Рубинов!) 12 лет - "Плохо!" вернули 11 - опять плохо. Вспомните песню про Ослика, на котором дедушка ехал верхом?
Николай s0sed (17 лет)
На мой взгляд все эти реформы направлены с уклоном на то, что в стране не хватает рабочих рук!<br /> <br />
Рассмотрим: в 2008 году число выпускников около 90 000. в 2009 году их число составит 107 000. Нам пообещали увеличить кол-во мест на всех специальностях! В реале получилось так: в 2009 году увеличат места только на сельхоз факультетах и в училищах(+ отменили сельский балл), а это значит то, что значительная часть молодежи попадет в "колхоз"(так как и хотел Президент! (Программа поддержки села 2007))
Волан
за время учёбы в школе надо дать инструмент к получению знаний, т.е. научить пользоваться энциклопедией, интернетом (поисковиками). Не нужно заучивать, т.к. информация меняется слишком часто. <br /> <br />
А вот этому и за 5 лет можно обучить.
malenkay
Цяжка разважаць аб каштоўнасцях, калі сама дяржава разбурае нават тое, што з такімі цяжкасцямі закладае ў асобу дзіцяці настаўнік. Аб якім настаўніцкім аўтарыцеце можна разважажаць- сёння так, заўтра інакш. Дзеці нам не вераць!!! Дарослыя, мы губім нацыю, без даверу яе не можа чакаць нічога вартага...
Еленка
А где были обсуждения с учителями? Их не было! Я учитель начальных классов и мне есть, что сказать. Особенно по такому вопросу, как обучение с 6-ти лет. Не готовы ещё дети в этом возрасте нормально учиться. Поверьте моему 23-летнему стажу. Знаете, в первые классы приходят и 6-летки, и 7-летки. Какая между ними разница! И потом из года в год тянутся эти 6-летки в неуспевающих.
Училка
Люди, о чем вы говорите?!! Никто никогда вас не услышит, разве что душу облегчить, высказать то, что накопилось. Работаю в школе первый год, учу говорить по-английски и вместе с тем чувствую себя немой, никому не интересно, что вы сделали и сказали, главное, чтобы тихо было, и Министерство Образования интеллигентно молчит в ответ на вопли учителей о нарушении прав ребенка, человека, о нарушении всех прав, которые только можно нарушить. Что бы мы сейчас не наговорили, денег-то в бюджете больше не станет, а все зависит только от них родимых. Да сокращают, урезают, выкидывают - все ради экономии. Сегодня образования это tabula rasa, на которой черкано-перечеркано, а потом красным жирно написано "Экономика должна быть экономной!!!" Все элементарно.
Прохожий
Еленка, а почему дети в других странах готовы нормально учиться с 5 (пяти) лет?<br /> <br />
Может учат их по-другому?<br /> <br />
Или дети в Швейцарии, Германии, Франции иные, особые какие-нибудь?<br /> <br />
А тут как обычно - голова у рыбы сгнила, а чистить с хвоста взялись!
Адэкватны і адукаваны, з мозгам
<p>Як можна скарочваць гісторыю? З глузду з'ехалі? Зробіце як у савецкія часы гісторыю толькі пасля 1905 года? Гэта не гісторыя Беларусі, а БССР у складзе Расеі. З бізнесам напартачылі, цяпер трэба каб дзеці былі тупыя? УсЁ зразумела: ПРЫЧЫНА ТОЛЬКІ АДНА: НЯМА РАБОЧЫХ РУК!</p><p> </p>
Гость
По приблизительным подсчетам в результате реформы образования около 30 тысяч прподавателей окажутся безработными. Задумайтесь.
Alex
Около 30 тысяч прподавателей окажутся безработными<br /><br />Как я уже где-то писал, все это необходимые жертвы на пути отупления и усреднения населения.<br /><br />Зачем доярке, слесарю, программисту (как бывший я) история или литература или музыка?<br /><br />Лишний и опасный балласт.<br /><br />Книги дают вредные идеи. Словарный запас, в принципе, определяет границы мысли, следовательно - является основой для инакомыслия.<br /><br />Вывод - долой.<br /><br />Музыка, рисование развивает духовное, фантазию. Это тоже вредно.<br /><br />История дает платформу для построения обобщений и проведения параллелей.<br /><br />Риск недопонимания и неправильной трактовки правды от СБ или БТ<br /><br />Чем меньше мы знаем вне того, что нам надо непосредственно для добывания пищи и принесения пользы экономике, может только помешать г-ву сделать нас счастливыми.<br /><br />Мой любимый пример, подтверждающий правильность тенденций - проходной бал 8% vs 60% в советское время.
Anarchisten
Немного согласен с Alex.<br /><br />Образование сейчас на всем пост-Cоветском пространстве мягко говоря нерациональное.<br /><br />я - студент из Украины. По себе прекрасно помню, что из тех 11 лет по 5 дней, которые я проучился в школе, вполне реально сделать 10 лет и 5-дневный график.<br /><br />Нужно усилить изучение необходимых предметов и сократить до минимума все лишнее, перевести в разряд факультативов.<br /><br />Да, это долбанет по количеству часов в зарплате преподавателей. Отсюда вывод - факультативы считать полноценными часами при выплате зарплат. ИТОГО: Менять надо многое. физкультуру, рисование, музыку надо оставить в начальных классах. В тот период эти предметы интересны.<br /><br />Еще есть проблема с дошкольным образованием. Со мной в 1й класс пришли как те, кто уже умел читать и писать, так и те, кто почти не умел.<br /><br />В начальных классах (1-2, может быть и 3) должны _до_учить писать, читать, и обще-развивающие предметы.<br /><br />После этого 2-4 года общий уровень ВСЕХ предметов, за которые школьник получит базовые знания и определится, что ему нравится, а что нет, и выберет себе дальшейшую дорогу.<br /><br />Все оставшиеся годы - четкое разделение на классы естественных наук и гуманитариев (можно и более подробно) с усиленным изучением только необходимых общих и специальных предметов.<br /><br />При этом физикам и математикам не надо 2 раза в неделю читать историю. Этого добра хватит и в начальных классах.<br /><br />Иностранные языки (желательно 2): один (английский) должен читаться исключительно с 1го класса и нажим делать на разговорную речь, второй должен быть по выбору и не из 2х а из 3х как минимум.<br /><br />Причем все это - должно быть происследовано в НИИ (или где это делается, не знаю), не должно конфликтовать с университетским образованием.<br /><br />Планы сделать это с сентября - не советую. Не повторяйте ошибок Украины. Уже сделали тестирование курам на смех.<br /><br />По поводу университетов - все тоже должно меняться.<br /><br />Министерством образования должен быть увержден учебный план подготовки специалистов по всем специальностям, содержащий нормативы только (!) по необходимым людям данной специальности предметам.<br /><br />Все остальное должно предлагаться студентам на выбор.<br /><br />Если физику интереснен определенный дополнительный предмет (например, философия или история) - он должен иметь право слушать лекции и сдать экзамен/зачет, при этом оно добавиться ему в диплом.<br /><br />Если же физику не нужен определенный предмет - он дожен иметь право не сдавать его.<br /><br />А не так как у нас: физикам и математикам впаривают философию, культурологию с историей, политологию, социологию и т.д., филологам - физику c математикой, в результате нет времени на изучение необходимых предметов. Я считаю что это главная причина низкого уровня сегодняшнего образования.<br /><br />Студент должен иметь право выбора дополнительных предметов, а обязан сдать только основные, необходимые по специальности.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?